Основные направления налоговой политики рф. Основные направления налоговой политики рф Основные направления налоговой политики рф на

Налоговая политика РФ на 2017-2019 годы станет основой восстановления отечественной экономики, уверены в Минфине. Представители ведомства подчеркивают, что суммарная нагрузка на бизнес останется без существенных изменений. При этом чиновники продолжают обсуждать формат налоговой реформы, которую ожидали в 2018, но стартовала она в 2019 году.

Рассмотрим причины повышения налогов в 2018-2019 годах, а также то, как это может повлиять на уровень жизни россиян.

Налоговая политика РФ: перспективы развития малого бизнеса на 2017-2019 годы

Она предусматривает ряд изменений в части администрирования налоговых спецрежимов и обязанностей налогоплательщиков. Кроме того, представители Минфина внесли коррективы в определение налоговой ответственности и контроля. Нововведения позволят ускорить темпы экономического роста, отмечают чиновники.

В первую очередь налоговая политика направлена на развитие малого и среднего бизнеса, представители которого испытывают значительные трудности после экономического кризиса. Физлица, которые оказывают некоторые виды услуг (в том числе уборка и репетиторство), освобождаются от уплаты НДФЛ до конца 2018 года.

Также в рамках поддержки малого бизнеса предусмотрен вычет из ЕНВД согласно расходам на приобретение кассовых аппаратов нового образца. Данная мера позволит сократить затраты предпринимателей в связи с переходом на онлайн-кассы. Кроме того, купонный доход по облигациям будет освобожден от налогов.

Власти расширили предельные доходы, которые позволяют перейти на УСН. Для перехода на упрощенку суммарные доходы предпринимателя за 9 месяцев не могут превышать 112,5 млн руб. (ранее данный показатель составлял 90 млн.). Кроме того, годовой доход ИП на УСН не может превышать 150 млн руб. (ранее 120 млн). В результате большее количество предпринимателей сможет воспользоваться преимуществами налоговых спецрежимов.

Правительство намерено привести в соответствие МРОТ и прожиточный минимум, что приведет к повышению взносов предпринимателей. При этом власти предлагают зафиксировать взносы ИП за себя, что позволит снизить нагрузку на малый бизнес.

Помимо стимулирования развития малого бизнеса, изменения в налоговой политике позволят сократить дисбалансы в бюджетной сфере.

Перераспределение между бюджетами и другие изменения

Представители Минфина предлагают изменить распределение налога на прибыль между федеральным и региональными бюджетами, что приведет к балансу между доходами и расходами. Также чиновники планируют ограничить возможность переноса убытков, которые были получены в предыдущих периодах.

Ранее в региональных бюджетах оставалось 18% налога на прибыль, еще 2% перечислялось в федеральный бюджет. Представители Минфина решили изменить пропорцию в пользу государственной казны, в результате в регионах будет оставаться только 17%.

Налоговая политика на 2017-2019 годы предполагает изменения в рамках НДС. Минфин разработает специальный механизм, который позволит возвращать часть НДС иностранцам. При этом будет частично компенсироваться уплаченный налог с товаров, которые были куплены в период временного пребывания на территории РФ. Кроме того, с 2018 года чиновники планируют взимать НДС с зарубежных товаров, которые реализуются в РФ через интернет-площадки.

Представители Минфина обсуждают налоговый маневр, который позволит снизить страховые взносы за счет повышения НДС. В таком случае существенно улучшатся конкурентные позиции отечественных экспортеров, что станет дополнительным драйвером роста экономики.

Налоговая политика России на рассматриваемый срок предусматривает поддержку компаний, которые занимаются разработкой новых месторождений. В подобных случаях Минфин предлагает использовать новую систему налогообложения, которая будет стимулировать рациональное развитие недропользования.

В налоговой политике зафиксировано повышение акцизов, что позволит существенно увеличить бюджетные поступления. При этом чиновники планируют в два раза увеличить акцизы на вино и сделать подакцизным товаром электронные сигареты. Индексация акцизов на табачную продукцию на 2018-2019 годы планируется на уровне 10%. Также будут расти акцизы на бензин класса 5. В следующем году данный показатель увеличится на 537 руб./тонна, и достигнет 10637 руб. В 2019 году акциз увеличится до 11062 руб.

Восстановление положительной динамики нефтяного рынка позволяет Минфину увеличить налоговую нагрузку на нефтяные компании. Налоговая политика на 2017-2019 годы предусматривает корректировку расчета НДПИ, что приведет к росту затрат представителей отрасли.

Данные меры сформируют фундамент для последующего роста экономики, считают представители Минфина. Однако эксперты считают, что для устойчивого роста отечественной экономики потребуются более масштабные реформы.

В поисках драйверов роста

Близость президентских выборов не позволяет Минфину перейти к повышению налогов, считают эксперты. При этом расходы федерального бюджета продолжают опережать доходы, что вынуждает правительство искать дополнительные источники финансирования.

Развитие российской экономики сохраняет зависимость от динамики нефтяного рынка, что остается основным фактором риска. Новое снижение цен на нефть может стать причиной очередного экономического кризиса, преодолеть который будет значительно сложнее.

Переход на новое бюджетное правило позволит снизить цикличность отечественной экономики, считают чиновники. Сверхдоходы от экспорта нефти будут направляться на пополнение резервов. В результате расходы бюджета будут планироваться исходя из стоимости нефти на уровне 40 долл./барр., что позволит повысить устойчивость российской экономики.

Помимо налоговой реформы, правительство запустило и пенсионную реформу, которая должна позволить снизить нагрузку на федеральный бюджет. При этом правительство может снизить общую налоговую нагрузку на зарплаты, используя другие компенсаторы.

Изменения в государственных налоговых структурах в 2019 году

Налоговая реформа длится уже много лет, и россияне успели привыкнуть к такой ситуации в стране. Рассмотрим изменения, которые следует отметить в 2019 году:

  • Увеличение ставки НДС с 18% до 20%, что негативно сказалось на малом бизнесе;
  • Увеличение ставок фиксированных отчислений в фонды — ПФ и ФФОМС;
  • Планируется увеличение ставок на ЕНВД (Единый Налог на Вменённый Доход);
  • Планируется увеличение акцизных сборов;
  • Повышение пенсионного возраста: женщинам до 60 лет, мужчинам — до 65 лет;
  • Появятся налоговые льготы за лагеря и базы отдыха для детей;
  • Система налогообложения для самозанятых граждан, проживающих в Московской и Калужской областях, а также в Татарстане;
  • Введение Экологического налога, который направлен на защиту окружающей среды от сброса отходов в атмосферу и водоемы, от захоронения и накопления токсичного мусора;
  • Появится Туристический налог — это курортный сбор, реализованный в качестве пилотного проекта в Алтайском, Ставропольском, Краснодарском крае и республике Крым (в других регионах — сбор с иностранных туристов до 2% за проживание с 2020 года).

Смотрите видео с информацией о налоговой политике на 2017-2019 года:

8 декабря 2016 г. в «Парламентской газете» был опубликован Федеральный закон № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом вносится комплекс изменений в налоговое законодательство, направленных на реализацию основных направлений налоговой политики на 2017 год (и плановый период 2018-2019 гг.). Изменения коснулись положений действующего законодательства в части обязанностей налогоплательщиков, налоговой ответственности, налогового контроля, а также отдельных видов налогов и специальных налоговых режимов.

Большинство положений федерального закона вступает в силу с 1.01.2017 года.

Основные изменения, внесенные в часть первую Налогового кодекса РФ

    Согласно принятому закону, обязанности налогоплательщиков по уплате налога могут исполняться третьими лицами. При этом третьи лица не смогут требовать возврата такого налога из бюджета от имени налогоплательщика. Ранее, в 2004 году позиция о невозможности исполнения указанных обязанностей третьими лицами была сформирована Конституционным судом в силу прямого указания в Налоговом кодексе на обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов.

    До принятия закона непогашенная задолженность налогоплательщика при ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ могла быть признана безнадежной. Теперь ликвидация в рамках иностранного законодательства также может приводить к признанию задолженности безнадежной для целей наступления налоговых последствий в РФ.

    Закон устанавливает форму договора поручительства в налоговых целях, а также специальный порядок взыскания задолженности поручителя: обязанность поручителя оплатить налог за налогоплательщика наступает в течение 5 дней с момента неисполнения налогоплательщиком первоначального требования. При этом для контроля исполнения поручителем своих обязанностей налоговый орган вправе принимать меры по взысканию задолженности за счет денежных средств и иного имущества поручителя в том же порядке, который предусмотрен для налогоплательщика.

    Законом предусмотрен новый порядок начисления пени для юридических лиц. Если ранее ставка пени для всех налогоплательщиков была зафиксирована в размере 1/300 от ключевой ставки, то, согласно предложенному порядку, ставка пени для юридических лиц будет дифференцироваться следующим образом:

    • 1/300 - за каждый день просрочки в течение первых 30 календарных дней с момента просрочки,

      1/150 - за каждый день просрочки, начиная с 31 дня с момента просрочки.
      Таким образом, для организаций, допустивших просрочку уплаты налога сроком свыше 30 календарных дней, предусмотрено двукратное повышение пени. Для физических лиц (в том числе ИП) процентная ставка пени не изменилась.

    Из перечня сделок между взаимозависимыми лицами, признаваемых контролируемыми, законом исключены следующие сделки:

    • По предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями и не являются банками,

      По предоставлению беспроцентных займов между российскими взаимозависимыми лицами.

Основные изменения, внесенные в часть вторую Налогового кодекса РФ

Налог на добавленную стоимость и акцизы

    С 2017 года устанавливается нулевая ставка НДС при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа ж/д транспортом общего пользования в дальнем сообщении (кроме трансграничных перевозок).

    От НДС освобождаются операции по выдаче поручительств (гарантий) между российскими организациями (за исключением банков).

    Специальное освобождение от НДС предусмотрено также для иностранных организаторов чемпионата мира FIA «Формулы-1».

    Законом вводится дополнительный инструмент обеспечения заявительного порядка возмещения НДС и освобождения от уплаты акцизов в форме поручительства взаимозависимого лица. При этом закон вводит специальные требования к поручителю:

    • Поручителем может быть только российская организация,
      ‒ Совокупная сумма НДС, уплаченного поручителем за 3 предшествующие года, должна составлять не менее 7 млрд. руб.,

      Сумма обязательств поручителя по всем имеющимся у него договорам поручительства (включая рассматриваемый) не должна превышать 20% от стоимости чистых активов поручителя на конец предыдущего года.

    В перечень подакцизных товаров включены следующие товары:

    • Электронные системы доставки никотина,

      Жидкости для электронных систем доставки никотина,

      Табак, предназначенный для употребления путем нагревания.

    Законом вводится индексация ставок акцизов на отдельные виды подакцизных товаров в 2017 году, а также устанавливаются повышенные ставки акцизов на 2018 и 2019 гг. В частности, почти в два раза увеличиваются ставки акцизов на спиртосодержащую алкогольную продукцию. Менее значительная индексация предусмотрена для топлива и автомобилей. Отдельные ставки акцизов на табачную продукцию в 2017 году будут увеличены на 10%, а ставки акцизов на 2018 и 2019 гг. будут проиндексированы еще на 10% в сравнении с предыдущим годом.

Налог на прибыль

    Законом предусмотрено перераспределение в пользу федерального бюджета налога на прибыль: в федеральный бюджет будет зачисляться 3% (вместо действующих на данный момент 2%), в региональный - 17% (вместо действующих 18%).

    Одним из наиболее обсуждаемых изменений налогового законодательства стала отмена 10-летнего срока для переноса убытков на будущие периоды. Интересно отметить, что текст законопроекта, который был представлен к первому чтению, усиливал ограничение на перенос убытков и предусматривал сокращение срока переноса с 10 до 2 лет. К третьему чтению срок переноса убытков был полностью отменен. Таким образом, согласно принятому закону допускается возможность переноса убытков на будущие периоды до полного исчерпания накопленных убытков. Однако на следующие три года (с 2017 по 2020 гг.) законодатель вводит временное ограничение по объему переносимых убытков: налоговая база в указанные периоды не может быть уменьшена на сумму перенесенных убытков более чем на 50%. Данное ограничение будет также распространяться на убытки по операциям с необращающимися ценными бумагами и производными финансовыми инструментами. В отношении консолидированный групп налогоплательщиков (КГН) сумма убытков участников группы учитывается в размере, не превышающем 50% консолидированной налоговой базы текущего отчетного периода. Если же все участники КГН по итогам отчетного периода получили убытки, то налоговая база КГН признается равной нулю.

    Законом расширен перечень необлагаемых доходов, предусмотренный статьей 251 Кодекса: не будут включаться в налоговую базу следующие доходы:

    • доходы, полученные акционерным обществом, на 100% принадлежащим РФ, от реализации акций иных организаций при условии перечисления таких доходов в федеральный бюджет в полном объеме (корреспондирующая норма внесена в перечень расходов, не учитываемых при налогообложении),

      доходы в виде услуг по выдаче поручительства налогоплательщиками, которые не являются банками.

Налог на имущество организаций и налог на добычу полезных ископаемых

    Основные изменения в отношении налога на имущество организаций касаются порядка применения налоговых льгот. Законом вводится новая статья, согласно которой с 1 января 2018 года льготы по уплате налога на имущество (в отношении любого движимого имущества, а также имущества, расположенного в российской части дна Каспийского моря), будут применяться только в случае введения соответствующих льгот законами субъектов РФ.

    Закон предусматривает изменение коэффициентов для расчета НДПИ отдельных ресурсов, а также изменение формулы расчета НДПИ на нефть, которая увеличит ставку НДПИ при добыче нефти на 306 рублей за тонну в 2017 году и на 357 и 428 рублей за тонну в 2018 - 2019 годах, соответственно.

УСН, Патентная система налогообложения

    Законом увеличиваются значения следующих лимитов УСН:

    • Сумма доходов за 9 месяцев для перехода организации на УСН повышена до 112,5 млн. рублей (ранее этот порог уже повышался с 45 до 90 млн. рублей);

      Утрата права на УСН происходит в случае превышения доходов за квартал, полугодие, 9 месяцев, год пороговой суммы в 150 млн. рублей (ранее порог повышался с 60 млн. до 120 млн. рублей).

      Порог по остаточной стоимости основных средств сохраняется на уровне 150 млн. рублей.

    Наиболее значимым изменением в отношении патентной системы является отмена положения Кодекса о том, что несвоевременная уплата патента является основанием для потери права на применение патентной системы.

Помимо описанных выше основных положений, принятый закон регулирует учет «самозанятых» лиц, упрощает документооборот между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также уточняет понятия, используемые в налоговых правоотношениях.

5 октября, прямиком к первому пленарному заседанию нового состава Госдумы 7го созыва, Минфин разместил у себя на сайте проект «Основные направления налоговой политики на 2017 г. и плановый 2018-2018 гг.» (далее по тексту «Основные направления…»), приписав для пояснения «(направленный в Правительство РФ и Государственную Думу Федерального Собрания РФ)».

Я ознакомился с этим документом и представляю вам основные выжимки из него, касающиеся главных предполагаемых параметров будущего налогообложения на предстоящие 3 года. Общий же анализ «Основных направлений…» я проведу завтра.

Перечень конкретных предложений для реализации налоговой политики на 2017 и на плановый период 2018-2019 гг.

  • Планируется введение для физлиц, оказывающих на индивидуальной основе по найму некоторые виды услуг другим физлицами (уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми), и не являющимися ИП возможности уведомления об осуществлении ими указанной деятельности с освобождением от НДФЛ до конца 2018 г.
    Комментарий : странно, но мне казалось, что выведение из тени самозанятых граждан предполагается в более широком масштабе, чем по отношению только к тем физлицам, которые «оказывают услуги другим физлицам».
  • ИП на ЕНВД и ПСН получат право на налоговый вычет до 18 тыс. руб. в связи с приобретением онлайн-ККТ.
    Комментарий : Причем налоговый вычет будет предоставляться, как я понял, на сумму налогового оклада, т.е. затраты на ККТ пойдут на уменьшение суммы налога, причитающейся уплате в бюджет. Эта та налоговая льгота, которой уже очень давно не наблюдалось в нашей налоговой системе.
  • Коэффициент-дефлятор по ЕНВД будут устанавливать на три года вперед. Это предлагается регулярно делать на законодательной основе.
  • Предполагается провести анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей имеющих налоговую природу, с последующим размещением этих платежей в Налоговом кодексе РФ.
    Комментарий : Интересно получается, значит Минфин признает, что в настоящее время у нас существуют хитрые квази-платежи, которые вроде «неналоги», а на самом деле налоги. И, кроме того, по планам Правительства РФ, озвученным еще 1 марта 2016 г. («антикризисный план Правительства»), уже в декабре проект закона о «неналоговых платежах» должен быть представлен в Госдуму. Так зачем об этом писать в октябре, т.е. за 2 месяца до реализации намеченного?
  • По налогу на прибыль изменяться правила переноса убытков на будущее: положение «перенос убытков на 10 лет» будет отменено, а установлена будет норма о 30% переносе убытков и только на один год.
  • Отчисления налога на прибыль в федеральный бюджет увеличат на 1 процентный пункт, т.е. в от 20% общей ставки налога на прибыль, в федеральный бюджет будет перечисляться 3% (сейчас 2%), а в региональные бюджеты – 17% (сейчас – 18%).
  • Предложено ввести дополнительные налоговые льготы по налогу на прибыль для налогоплательщиков, создающих в Дальневосточном регионе объекты внешней инфраструктуры;
  • В 2017 г. власти намерены проанализировать эффективность налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) и в перспективе ограничить сумму уменьшения налоговой базы КГН на сумму убытка, полученного убыточными участниками группы, размером, не превышающим 30% от прибыли прибыльных участников.
  • По НДФЛ в «Основных направлениях…» единственное предложение, которое в нынешних условиях является очевидным – предлагается признать не подлежащими налогообложению доходы пенсионеров в виде планируемой в 1 кв. 2017 г. единовременной выплаты.
  • НДС при покупке товаров в зарубежных интернет-магазинах предлагается взимать после того, как проанализируют опыт налогообложения иностранных поставщиков контента.
  • Предлагается ввести механизм возврата иностранцам НДС, уплаченный ими в период временного пребывания в России.
  • В счетах-фактурах появятся новые показатели в связи с подготовкой соглашения о прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС, предусматривающего обеспечение возможности «сквозной» идентификации ввезенного товара от момента его ввоза на территорию ЕАЭС до момента реализации розничным продавцом.
  • Вдвое планируется увеличить акцизы на вина (за некоторыми исключениями);
  • Планируется введение самостоятельного акциза на электронные сигареты; ежегодно на 10% будут индексировать акцизы на табачную продукцию.
  • На 30% планируется увеличить акциз на табачную продукцию, которую розница скупает в запас к концу года (зная о грядущем повышении акцизов).
  • На автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и прямогонный бензин на период с 2017 г. по 2019 г. планируется сохранить ставку акциза в размере, действующем в 2016 г. - то есть, отменят отраженное в нынешней редакции ст. 193 НК понижение в 2017 г. ставок данных акцизов.
  • Акцизы на автомобильный бензин класса 5, на дизтопливо и на средние дистилляты в 2017 г. планируется повысить; на последующие годы также предусматривается их повышение.
  • Планируется проработать вопрос о возложении обязанности по уплате налога на имущество физлиц в отношении недостроев на собственников земельных участков, на которых расположены такие недострои.
  • Пени по налогам увеличат с 1/300 до 1/180 ставки рефинансирования ЦБР.

Выше я кратко изложил основные содержательные положения этого документа, а далее хотелось бы высказаться по существу.

Ведь вся эта история с пропавшим в середине года документом, а также с его появлением в начале октября, наводят на некоторые размышления. И хотя перед нами пока только проект , попытаться проанализировать ситуацию все-таки сто ит.

1) Налоговая политика в нашей стране это нечто особое, это то нечто , которое не особо связано с формализованными положениями того или иного документа, даже если этот «документ» прописан, как необходимый и обязательный аж в Бюджетном кодекс РФ (п. 2 ст. 172 БК РФ).
К сожалению, но это так. Вот не было у нас документа о направлениях налоговой политики, а политика все равно была, поэтому сам документ о политики и сама политика существуют в неких параллельных реальностях, которые иногда пересекаются, а иногда и нет. И даже объяснения типа того, что в этом году были выборы, поэтому Минфин вроде бы и «не торопился», что бы якобы не «навязывать» новым депутатам своей позиции, мало успокаивает.
Тем более, что власти сами регулярно нивелируют значение «Основных направлений..». Например в 2015 г., в Основных направлениях налоговой политики на 2016 и 2017-2018 гг. (появились на сайте Минфина 27.07.2015) почти ничего не говорилось о передаче функций по взиманию страховых взносов от внебюджетных фондов налоговым органам. А в январе, без всяких лишних разговоров и без оглядки на какие-то «Основные направления-2015» эта идея была озвучена, в апреле появились проекты соответствующих законодательных актов, а уже 3 июля Президент подписал весь пакет законов по этому поводу. Вот тебе и «основные направления».

2) Ознакомление с «долгожданным» проектом «Основных направлений» показывает, что ничего особо нового власти по налогам нам пока не предлагают. Более того, почти 100% положений уже были так или иначе озвучены должностными лицами фискальных ведомств в их общении с СМИ, или как-то по-другому уже просачивалось в прессу.
Можно даже отметить, что если ранее, в «основных направлениях» можно было почерпнуть какие-то новые, свежие, ранее не озвученные идеи и предложения, то в этот раз Основные направления это вовсе не творческий акт, а акт сводный, т.е. «суммирующий» ранее озвученные идеи и предложения.
Хотя само по себе «отсутствие нового» это и не хорошо и не плохо.
Ведь с одной стороны, никто и особо не спорит, в сфере налогов накопилось множество проблем, которые требуют своего скорейшего разрешения и консервация этого процесса только усугубляет ситуацию. Ведь непринятие нужных решений имеет такое же негативное значение, как и принятие ошибочных решений.
С другой стороны, «зуд реформаторства», стремление «разрушить до основания», а потом построить на обломках новое «налоговое царство справедливости и счастья», тоже ничего хорошего не несет, т.к. слом действующей и более менее работающей системы еще не обещает нам того, что станет намного лучше.
Я уже не говорю, что новое любое реформирование неизбежно привнесет элементы хаоса, неразберихи, путаницу, различные «переходные периоды» и др., что негативно скажется не только на, и без того хромающей, бюджетной системе, но и способно подорвать зыбкое, но стабильное состояние выживших после кризисов 2008 и 2014-2015 гг. бизнесов.
Тем более, что любая налоговая система все равно будет нести в себе те или иные недостатки, поэтому зачастую налоговые реформы приводят к замене одних несовершенных налоговых система на другие такие же, а порой даже и хуже.
Есть и еще один «плюс» в том, что «Основные направления…» не содержат новшеств.. Честно говоря, не люблю «сюрпризов», поэтому тот факт, что Минфин возвел в ранг «официальной налоговой политики» уже известные и более менее проработанные или хотя «обсужденные» положения, можно только приветствовать.
Вообще же мне кажется, что налоговую политику нельзя отрывать и рассматривать отдельно от бюджетной, финансовой, да и экономической политики по стране в целом. Налоговая политика – это только одна из составляющих, поэтому любое резкое «реформирование» налоговой системы, должны быть обусловлено изменением и в экономической и финансовой политике, однако очевидно, что такая цель на ближайшую перспективу перед властями не стоит. Не может часть развиваться лучше целого, поэтому и ждать от налоговой политики чудес преображения экономически страны тоже не сто ит.

3) Как следует из «Основных положений…» никакого повышения действующих и введения новых налогов до 2018 г. власти не планируют. Пожалуй, это главная содержательная идея всего документы.
Таким образом, основной тезис налоговой политики Президента РФ, озвученный им в начале декабря 2014 г. – «налоги не поднимаем», остается пока незыблемым. Учитывая, что конституционное большинство в Госдуме сейчас за пропрезидентской партией, можно предположить, что никаких «резких движений» законодатель в 2016-2018 г.г. делать не будет, и мы будем в эти годы иметь ту налоговую систему, которую имеем сейчас.

4) Сравнивая содержание «Основных направлений…» с предвыборной программой партии «Единая Россия» (см.) можно отметить, что партийные предпочтения последней по налогам практически никак не повлияли (во всяком случае, в этом году) на выработку налоговой политики на предстоящие 3 года. Разве что по самозанятым гражданам позиции правящей партии и Минфина совпали и трудно здесь ответить на вопрос, кто был первым или Минфин подхватил идею от единороссов, или «Единая Россия» заимствовала мысль у Минфина и вписала в программу партии.

Вообще же в предстоящее время мне было бы очень интересно посмотреть, что Правительство и Госдума предложат в проект «Основных направлений…», т.к. любые предложения (так и отсутствие таковых) будут иметь большое значение для оценки общей перспективы развития налоговой политики страны.

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

  • сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
    • полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
    • интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
    • создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
    • постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
    • интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
    • запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
    • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
  • включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
  • расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
  • установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
  • уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
  • признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
  • пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
  • ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
  • уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
  • закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;
  • предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
  • уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
  • предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
  • продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
  • изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
  • установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Налоговые ориентиры на 2017 - 2019 годы (Ермакова Г.)

Дата размещения статьи: 14.11.2016

Стабильность, ясность и предсказуемость налоговой нагрузки - это то, что необходимо бизнесу для того, чтобы он мог спокойно "жить" и развиваться. В том, чтобы бизнес не уходил "в тень", заинтересовано и государство. Потому-то и было принято решение на три года наложить запрет на увеличение налоговой нагрузки на экономику. Однако, учитывая сложную экономическую обстановку в стране, что стало причиной возникновения дефицита бюджета, особый интерес представляют Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, разработанные Минфином. Пока это только проект, но уже на его основании можно сделать определенные выводы.

Стоит отметить, что утверждение Основных направлений налоговой политики уже стало доброй традицией. И хотя по сути этот документ нормативным актом не является, именно на его основе разрабатываются проекты соответствующих изменений, которые впоследствии прописываются непосредственно в Налоговом кодексе. Поэтому эти самые Направления стоит учитывать и хозяйствующим субъектам для целей корректировки своих бизнес-планов.
Интересно, что обычно Основные направления налоговой политики принимались летом - в преддверии рассмотрения Госдумой бюджета на очередной год ("трехлетку"). В этом году все пошло, как говорится, не по плану - Минфин направил в Правительство и опубликовал проект Основных направлений только в начале октября 2016 г. Такая задержка может быть обусловлена рядом причин. Возможно, летом у чиновников до них просто не дошли руки, поскольку принимался целый свод законов, в том числе налоговых. К тому же шла подготовка к выборам в Госдуму. Ну и, наконец, в Основных направлениях налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов было четко указано на недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Поэтому, вероятно, чиновникам потребовалось время на то, чтобы найти источники "налоговых" доходов без увеличения налоговой нагрузки на бизнес.
Надо сказать, что проблема нехватки средств в бюджете становится все более острой - резервы, за счет которых государство в настоящее время пытается выполнить в том числе взятые на себя социальные обязательства, увы, не бездонны. Увеличить поступления налогов в бюджет можно разными способами - повысить налоговые ставки, усилить контроль за уплатой налогов и т.д. и т.п. В последнее время все чаще стали говорить о том, что в условиях "заморозки" роста налоговой нагрузки обеспечить увеличение налоговых доходов бюджета возможно лишь за счет граждан-налогоплательщиков. Отчасти Основные направления налоговой политики должны дать ответ на вопрос: не придется ли нам платить налог... за воздух?
Мы опустим оценку действующей налоговой нагрузки, а перейдем сразу к самому интересному - к основным мерам в области налоговой политики, планируемым к реализации в 2017 г. и плановом периоде 2018 и 2019 гг.

"Малые" поправки

Примечательно, что начали чиновники с мер, направленных на стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса. В этой части выделено три направления.
1. Легализация самозанятых.
В первую очередь планируется вывести "из тени" самозанятых физлиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Речь идет о репетиторах, физлицах, которые в частном порядке за плату оказывают услуги по уборке квартир, присматривают за детьми, больными и престарелыми, готовят обеды и т.д. В Основных направлениях обозначено, что таким частникам будет предложено уведомить о свой занятости. А в качестве "подарка" доходы, которые они получают от своей деятельности, будут освобождены от обложения НДФЛ до конца 2018 г.
Вообще, о необходимости легализовать самозанятых граждан говорил и Президент страны Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которое прошло в конце сентября 2016 г. Правда, глава государства говорил о более широком пакете бонусов для самозанятых, которые легализуются. Путин предложил их освободить не только от налогов, но и от взносов - "с тем, чтобы они могли спокойно войти в нормальный ритм легальной работы и чтобы это не было для них обременительно". А в Минэкономразвития ранее сообщали, что планируется освободить частников от налогов на три года, а не на два.
2. "Кассовые" вычеты.
Еще один налоговый стимул чиновники готовят для "вмененщиков" и индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН. Дело в том, что Закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ ввел для них обязанность с 1 июля 2018 г. перейти на применение онлайн-касс. Очевидно, что поскольку данная категория налогоплательщиков в настоящее время освобождена от применения ККТ, то сэкономить на этих "продвинутых" кассах у них не получится - модернизировать-усовершенствовать и т.п. им попросту нечего, поэтому придется приобретать онлайн-ККТ по полной стоимости. При этом ни "вмененка", ни ПСН не дают налогоплательщикам возможность учесть соответствующие расходы при налогообложении. Чтобы компенсировать названные потери, предлагается прописать в Налоговом кодексе "кассовый" вычет - право уменьшать суммы исчисленного в соответствии со спецрежимом единого налога на сумму расходов по приобретению онлайн-ККТ при условии ее регистрации в налоговых органах. Размер такого вычета будет ограничен верхней планкой - 18 000 руб.
Надо сказать, что в Минфине уже даже разработали соответствующий законопроект. Причем в нем помимо всего прочего устанавливается, что право на "кассовый" вычет у плательщиков ЕНВД и ИП возникнет только при условии, что приобретенная онлайн-касса зарегистрирована в 2018 г. То есть досрочный переход на применение "продвинутых" ККТ чиновники почему-то решили не стимулировать.
Кстати говоря, не исключено, что стоимость онлайн-ККТ будет снижена. С этой целью в Минфине сейчас прорабатывают вопрос о предоставлении изготовителям таких ККТ грантов из федерального бюджета.
3. "Вмененный" коэффициент-дефлятор.
Последняя мера, направленная на стимулирование развития малого бизнеса, опять же "достанется" плательщикам ЕНВД. В Минфине предлагают изменить механизм установления значения коэффициента-дефлятора К1, используемого в рамках ЕНВД, - с тем, чтобы "вмененщики" могли прогнозировать рост своей налоговой нагрузки на три года вперед.
Отметим, что на сайте проектов нормативных актов уже размещен законопроект, которым устанавливается "вмененный" коэффициент К1 на 2017 г. в размере 1,891, на 2018 г. - 1,982, а на 2019 г. - 2,063.
Напомним, что в 2016 г. "вмененный" К1 не был повышен в связи с непростой экономической ситуацией в стране и остался на уровне 2015 г. - 1,798.

Неналоговые платежи станут... налоговыми

Ни для кого не секрет, что фискальная нагрузка на бизнес не ограничивается лишь налоговыми сборами. С тем, чтобы снизить административную нагрузку на компании и ИП, предполагается провести анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей, имеющих налоговую природу, с последующим перенесением правового регулирования таких платежей в Налоговый кодекс.
В этой части первый шаг уже сделан - страховые взносы с 1 января 2017 г. "пропишутся" непосредственно в Кодексе.

"Прибыльные" рокировки

Заложенные в проекте Основных направлений налоговой политики изменения в части налога на прибыль организаций имеют цель обеспечить сбалансированность бюджетов субъектов РФ. Для компаний это обернется тем, что убытки прошлых лет они будут списывать дольше - 10-летнее ограничение на перенос убытков планируется отменить, но... будет установлено новое ограничение - учитывать разрешат убытки в размере не более 30 процентов от налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет.
Кроме того, при сохранении общей ставки налога на прибыль в 20 процентов предлагается изменить существующее соотношение ставок налога между федеральным и региональным бюджетами. Федеральная часть налога составит 3 процента, а региональная - 18. Полученные таким образом дополнительные доходы федерального бюджета будут направлены на поддержку наименее обеспеченных регионов.

НДС-новации

В части НДС в Основных направлениях приводится три предложения. Во-первых, планируется ввести механизм, известный под названием "tax free". Суть его заключается в том, что туристам-иностранцам, которые приобрели в период временного пребывания на территории нашей страны потребительские товары, будет возвращен заложенный в их стоимости НДС. Предполагается, что ставка НДС будет нулевой в случае вывоза этих товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Во-вторых, планируется расширить перечень обязательных реквизитов счета-фактуры, составляемых участниками ВЭД. Дело в том, что в настоящее время идет работа над подготовкой Соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС. Оно предусматривает обеспечение возможности "сквозной" идентификации ввезенного товара от момента его ввоза на территорию ЕАЭС до момента реализации розничным продавцом путем присвоения ему уникальных классификационных признаков (номер декларации на товары, порядковый номер товара в декларации на товары, наименование товара и его классификационный код по ТН ВЭД ЕАЭС, количество единиц товара и пр.). Вот этим идентификаторам и будет отведено специальное место в счетах-фактурах.
Ну и, наконец, в-третьих: начиная с 2018 - 2019 гг. в Минфине намерены взимать НДС с ввозимых товаров, которые россияне покупают через зарубежные сайты. Как это будет происходить, пока не уточняется. Видимо, все зависит от того, как пойдет в 2017 г. процесс взимания НДС с контента, реализуемого в Российской Федерации зарубежными интернет-площадками.

Совершенствование налогового администрирования

Судя по всему, помимо всего прочего, налогоплательщиков простимулируют и своевременно платить налоги и взносы. С этой целью предлагается размер пени за несвоевременную уплату налогов увеличить с одной трехсотой до одной сто восьмидесятой ставки рефинансирования Банка России. То есть налоговые пени вырастут почти вдвое.
Зато в перспективе будет решена проблема уплаты налогов третьими лицами. Дело в том, что по действующему в настоящее время законодательству, если налог уплачен третьим лицом за счет собственных средств, обязанность по уплате налога не считается исполненной - со всеми, что называется, вытекающими. В Минфине, видимо, посчитали, что куда важнее, чтобы налог в бюджет попал, нежели то, кто его за налогоплательщика перечислил. В связи с этим и предлагается внести в Налоговый кодекс изменения, "не предполагающие увязку исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страхового взноса и характеристик лица, осуществляющего уплату таких платежей".

Оптимизация налоговых льгот

Похоже, и с налоговыми льготами ситуация близится к своему логическому завершению. Уже не первый год в Минфине заявляли о необходимости провести инвентаризацию льгот и неэффективные из них сократить. И в Основных направлениях, наконец, озвучено, как налоговые льготы будут оптимизированы. Предполагается отменить налоговые льготы, установленные на федеральном уровне по региональным и местным налогам, и передать соответствующие полномочия на региональный и местный уровень соответственно. Однако сделано это будет поэтапно. Для начала все льготы поделят на три категории в зависимости от срока, в течение которого они будут обязательны для предоставления на всей территории РФ (пять лет, три года и год). По истечении указанного срока дальнейшую судьбу данных льгот будут решать региональные или местные власти.
Изменения коснутся и отдельных льгот по федеральным налогам - по НДФЛ и по налогу на прибыль. Предполагается ввести правило "двух ключей", по которому льгота будет предоставлена только в случае принятия соответствующего решения законом субъекта РФ.

Иные изменения

На этом предполагаемые налоговые изменения не исчерпываются. Однако остальные направления оказались еще более предсказуемыми. Речь идет, в частности, о значительном повышении ставок акцизов. Неожиданным стало разве что намерение включить в перечень подакцизных товаров электронные сигареты. Ведь нам всегда преподносили, что увеличение табачных и алкогольных акцизов направлено не столько на пополнение бюджета, сколько на оздоровление нации. Между тем электронные сигареты табак не содержат и, по идее, они как минимум безопаснее для здоровья. Но их почему-то "подгоняют" под табачные акцизы.
Отдельно стоит выделить предложения Минфина, касающиеся имущественных налогов физлиц. Чиновники планируют вовлечь в налоговый оборот объекты капстроительства, поставленные на кадастровый учет, но права на которые не зарегистрированы. То есть по действующему законодательству в отношении таких объектов налог не уплачивается, поскольку даже неясно, кто является его плательщиком. В Минфине предлагают "крайним" назначить собственника земельного участка, на котором расположены указанные объекты.

Loading...Loading...