Новые правила применения типовых проектов. Об утверждении методических рекомендаций по использованию типовой проектной документации, информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации Минстрой рф реестр типовой проектной документации

Нормативно-технический совет (НТС) по отбору типовой проектной документации при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации под председательством замглавы Минстроя России Юрия Рейльяна рекомендовал включить в реестр типовой проектной документации 39 социально-значимых объектов, в том числе 28 школ.

На заседании совета было рассмотрено 42 проекта жилых домов, 1 объект культуры, 1 детский сад и 59 общеобразовательных учреждений. Члены совета приняли решение рекомендовать к включению в реестр 28 проектов школ. В том числе в библиотеку типовых проектов планируется внести 4 школы вместимостью более 1 тыс. мест - это школа на 1200 мест в Сыктывкаре, школа на 1360 мест в микрорайоне «Крутые Ключи» в Самаре, школа на 1000 мест с бассейном в микрорайоне «Красногорка» города Бор Нижегородской области и школа на 1100 мест в микрорайоне «Гладкова» в Чебоксарах.

Кроме того, в реестр предложено включить 9 жилых зданий, в том числе 24-квартирный дом для детей-сирот в г. Николаевск Волгоградской области, 108-квартирный дом по типовому проекту серии 90 в Калининградской области, жилой дом социального назначения для инвалидов, детей-сирот и семей имеющих детей инвалидов в Хабаровске и др.

Члены НТС также одобрили проект центра культурного развития в микрорайоне №3 в городе Ростов Ярославской области и проект детского сада в районе поселка Смышляевка в Самарской области.

Сведения о проектах, одобренных НТС, будут внесены в реестр после подписания соответствующего приказа Минстроя России.

На сегодняшний день в реестре содержатся сведения в отношении 170 объектов капитального строительства, в том числе 85 детсадов, 16 школ, 23 спортивных зданий, 19 объектов культуры, 7 жилых зданий, 10 объектов здравоохранения, 8 объектов Пенсионного фонда Российской Федерации, 1 объекта социального обслуживания и 1 здания общежития.

Минстрой России продолжает работу по реализации Плана формирования системы типового проектирования в сфере строительства, утвержденного ведомственным приказом от 13 марта 2015 г. № 170/пр. Для отбора проектной документации в библиотеку типовых проектов Минстроем России с участием профильных федеральных органов исполнительной власти и экспертного сообщества создан Нормативно-технический совет. Кроме того, министерство совместно с профессиональным сообществом продолжает работу по созданию нормативно-правовой базы для формирования реестра и для последующего применения типовой проектной документации.

Создание реестра проектов повторного применения для строительства социально-значимых объектов позволит существенно сократить сроки строительства и снизить стоимость проектов: затраты на проектирование и экспертизу станут минимальными и будут касаться лишь привязки конкретного объекта к местности. Также сократятся сроки прохождения государственной экспертизы проектной документации и сроки строительства объектов капитального строительства.

Справочно:

От Правительства Москвы вопросом разработки и включения в настоящий Реестр проектов занимается Департамент градостроительной политики города Москвы. В настоящее время в Реестр типовой проектной документации со статусом «типовой проект» уже включены 7 проектов детских образовательных учреждений на 120, 190, 225, 250, 280 и 300 мест и 1 проект блока начальных классов.

По словам руководителя Департамента Сергея Лёвкина , эти проекты уже реализуются по нескольким адресам в Москве и Подмосковье, при этом он подчеркнул, что несмотря на то, что, в основном, типовые проекты применяются при строительстве объектов городского заказа, есть примеры и их использования инвесторами.

«При наличии типового проекта, прошедшего экспертизу, требуется только его „привязка“ к конкретному земельному участку с учётом геологических условий, наличия инженерных сетей и так далее. Соответственно, стоимость проектирования уменьшается в 1,5–2 раза, в зависимости от типа объекта. И до 70 процентов времени мы экономим, поскольку объект не приходится проектировать с нуля. В такой экономии времени и финансов заинтересован не только городской бюджет, но и инвесторы, которые всё больше обращаются к типовым проектам», - отмечает

С 1 сентября вступают в силу поправки в Градостроительный кодекс РФ, касающиеся использования типовой проектной документации.

Что изменится?

  • Вместо понятия «типовая проектная документация» появится институт многократного использования проектной документации повторного применения;
  • Появится единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации ;
  • Если застройщик использует проект, для которого уже есть экспертное заключение в реестре, то проведение повторной экспертизы не потребуется для тех разделов, в которые изменения не вносились;
  • Компании, которые строят объекты по госзаказу, должны использовать только проекты повторного применения. При этом, должно быть соблюдены условия: на документацию есть экспертное заключение в реестре и объект соответствует требованиям экономической эффективности (абз. 3-4, подп. "а" п. 3, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»).

Новые правила использования повторной проектной документации :

  • Повторное использование проектной документации без проведения повторной экспертизы возможно только для строительства аналогичных по назначению и проектной мощности объектов (абз. 3 п. 1 ст. 1 Закона № 368-ФЗ);
  • Если в проект вносятся изменения (например, устройство дополнительного подъезда к объекту), то потребуется проведение дополнительной комплексной экспертизы;
  • Вносить изменения без проведения экспертизы в проектную документацию при повторном использовании возможно, если они не меняют (не ухудшают) безопасность объекта капитального строительства. Например, делать привязку к конкретному земельному участку;
  • Проектная документация повторного использования, в которую внесены изменения, будет называться модифицированной. Застройщик должен подтвердить, что безопасность объекта не изменилась. Заключение получают в той же организации, которая проводила первоначальную экспертизу проекта. Эксперт может отказать в выдаче заключения по модифицированной документации, особенно, если изменения привели к увеличению строительной сметы (для муниципальных и государственных объектов);
  • Срок подготовки заключения по модифицированной проектной документации - 30 дней. Порядок подготовки заключения будет установлен Минрегионом России. На экспертизу будут направляться только те проекты, в которые внесены изменения (подп. «б», подп. «д» п. 3 ст. 1 Закона № 368-ФЗ).

А как сейчас?

Типовой проектной документацией считается любая документация объектов капстроительства, которая получила положительное заключение экспертизы.

При возведении аналогичных объектов по типовому проекту, повторная экспертиза не требуется (ч. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).

Отдельный порядок - для государственных и муниципальных застройщиков :

  • При отсутствии типовой проектной документации, застройщик должен подготовить экономически эффективный проект. Критерии эффективности определяет Правительство РФ;
  • Без учета экономической эффективности можно разрабатывать проекты: особо опасных, технически сложных объектов; реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений; для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия; иных объектов капитального строительства (абз. 4-7 п. 2 ст. 1 Закона № 368-ФЗ). Список таких объектов будет определять правительство или президент;
  • Госзастройщики получат право многократно использовать разработанную проектную документацию объекта капстроительства, без согласия автора проекта (новые правила ГК РФ и Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Условие - если проект разработан для государственного или муниципального заказа (ст. 1, абз. 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 314-ФЗ «О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Реестр заключений экспертизы

Реестр будет размещен на официальном сайте ФАУ «Главгосэкспертиза России». Вести его будет Минрегион России. Реестр будет содержать информацию об экономически эффективной проектной документации повторного применения.

В реестре попадут сведения:

  • о представленной для экспертизы документации;
  • о заключениях экспертизы и результатах инженерных изысканий;
  • о проектной документации повторного использования (в т.ч. экономически эффективной, абз. 3 п. 4 ст. 1 Закона № 368-ФЗ).

В настоящий момент не определен:

  • Точный перечень информации, которая будет содержаться в реестре;
  • Правовой статус этого ресурса.

А как сейчас?

Ответственный за реестр типовой проектной документации - Минстрой РФ. В реестр включено 388 объектов капстроительства, в том числе: 108 детсадов, 118 школ, 53 спортивных и оздоровительных сооружения, 20 объектов культуры, 23 жилых зданий.

Мнение экспертов

В Минстрое считают, что эти изменения:

  • сократят сроки инвестиционного цикла;
  • оптимизируют бюджет на проектирование и строительство объектов. Повторное использование проектной документации уменьшает сроки проектирования до 40%. А финансирование потребуется, в основном, для проектирования фундаментов, инженерных сетей и благоустройства, проведение экспертизы.

Эксперты, работающие в строительстве, отмечают, что использование типовых проектов значительно сокращает сроки строительства, снижает затраты. Однако, в данных нововведениях недостаточно ясности в нормативной базе.

Есть и трудности с повторным применением проектной документации отдельных объектов. Например, это касается проектов школ и детских садов - ведь к строительству данных объектов предъявляются особые требования.

Об утверждении методических рекомендаций по использованию типовой проектной документации, информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации

В соответствии с пунктом 2 Плана формирования системы типового проектирования в сфере строительства, утвержденного приказом Минстроя России от 13 марта 2015 г. № 170/пр и подпунктом «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 791 «О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации», приказываю:

2. Установить, что рекомендации, утвержденные пунктом 1 настоящего приказа, применяются в отношении типовой проектной документации для строительства жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (объекты культуры, образования, здравоохранения, спортивные здания и сооружения и т.п.), при подготовке которой были применены современные экономичные ресурсо- и энергосберегающие, архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и организационные решения и которая рекомендуется для массового повторного применения при создании объектов капитального строительства за счет или с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ю.У. Рейльяна.

Министр
М.А. Мень

Утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 14.09.2015г. № 682/пр

Методические рекомендации
по использованию типовой проектной документации,
информация о которой внесена в реестр типовой
проектной документации

1. Методические рекомендации по использованию типовой проектной документации, информация о которой внесена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 791 «О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации» в реестр типовой проектной документации (далее - Методические рекомендации, Реестр), разработаны в целях уточнения алгоритма использования типовой проектной документации, получившую положительное и предназначенную для строительства жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (объекты культуры, образования, здравоохранения, спортивные здания и сооружения и т.п.), при подготовке которой были применены современные экономичные ресурсо- и энергосберегающие, архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и организационные решения и которая рекомендуется для массового повторного применения при создании объектов капитального строительства за счет или с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

2. При использовании типовой проектной документации рекомендуется к применению документация, планируемая к выбору из Реестра для привязки к конкретному земельному участку и соответствующая правилам землепользования и застройки, установленным для земельного участка, на котором планируется строительство объекта капитального строительства.

3. Типовая проектная документация рекомендуется к использованию применительно к климатическим, сейсмическим и иным условиям, в которых планируется строительство объекта капитального строительства и соответствующая указанным условиям, для которых была разработана данная проектная документация.

4. В Реестре размещена информация о правообладателе типовой проектной документации.

5. Рекомендуемая стоимость приобретения права на использование типовой проектной документации, включенной в Реестр (далее - право), составляет до 10 % стоимости разработки проектной документации, рассчитанной с применением справочников базовых цен на проектные работы с учетом проектных на соответствующий период.

6. В случае несогласия правообладателя продать право с указанным ценовым ограничением приобретателю, приобретателю права рекомендуется письменно информировать об этом Минстрой России.

Минстрой РФ начал проводить мероприятия по обновлению реестра прошедшей проверку документации типового вида, касающейся объектов строительства. Поставленная задача должна улучшить условия многократного использования документации по мере необходимости. С функциональными целями будут сведены в единую форму проекты, разработанные в рамках госзаказа и оплаченные из бюджета РФ.

Работа имеет под собой правовую основу в виде законов РФ, определяющих актуальные изменения кодекса градостроительства и техрегламента. Органы исполнительной власти руководствовались поручениями по итогам госсовета о оптимизации актов экономического и технического характера.
Целью ведения реестра для регистрации проектов стала необходимость отрегулировать изменения системы вовлечения в строительную практику ранее использовавшихся проектов, что способно сократить сроки прохождения экспертизы и уменьшить сумму средств, выделяемую из бюджета.
Поставленная задача была рассмотрена на заседании НТС (нормативно-технического совета), который собрался под руководством Хамита Мавлиярова, замминистра Минстроя РФ. На собрании был осуществлен выбор проектной документации для включения ее в перечень реестра. По итогам рассмотрения было рекомендовано расширить реестр объектами строительства, имеющими социальную значимость. 42 удачно примененных на практике проекта включали: детские сады (10), школы (31), бассейн (10).
Строительные проекты, разработанные с применением перспективных концепций, уже апробированные на практике и показавшие хорошие результаты по экономическим, технологическим, конструктивным показателям, будут включаться в реестр проектной документации и впредь. Подобная система ведения дел будет способствовать возведению в первую очередь зданий с применением передовых методов, которые показали надежность и эксплуатационную безопасность.
Внесение в реестр осуществляется после санкционирования приказа по Минстрою РФ.
На сегодня в перечне уже находятся сведения о 337 объектах, среди которых школы (140), детсады (110), спортивные площадки (23), учреждения культуры (20), многоквартирные дома (23), общежития (1), лечебные учреждения (10), объекты Пенсионного фонда (8), здания соцобслуживания (2). Документация на рассмотрение представлена субъектами РФ.
Проекты в ходе рассмотрения всесторонне анализируются, они могут не попасть в реестр, если цена строительного объекта, выведенная на единицу мощности, превышает утвержденные нормативы стоимости на строительство. Некоторые проекты предполагается рассмотреть повторно.
Конечная цель формирования реестра декларируется как задача создания возможности использовать проекты социально значимых объектов многократно, что снизит стоимость самих документов, уменьшит сроки строительства. Подобные позитивные изменения будут определятся тем, что цена проектирования и экспертизы будет включать только привязку проектной документации к конкретным требованиям условий строительства.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 791 «О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 40, ст. 5553) приказываю:

1. Утвердить Правила формирования и ведения реестра типовой проектной документации (далее - Реестр), а также состав информации о проектной документации, которая подлежит внесению в Реестр, и форму ее представления согласно к настоящему приказу.

2. Департаменту государственной политики в сфере строительства и архитектуры организовать работу по формированию и ведению Реестра.

3. Департаменту государственной политики в сфере строительства и архитектуры не позднее 10 дней с момента подписания настоящего приказа направить его на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации С.М. Дарькина.

Правила
формирования и ведения реестра типовой проектной документации, а также состав информации о проектной документации, которая подлежит внесению в реестр, и форма ее представления
(утв. Министерства регионального развития РФ от 29 марта 2013 г. № 106)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования и ведения реестра типовой проектной документации (далее - Реестр), а также состав информации о проектной документации, которая подлежит внесению в Реестр, и форму её представления.

2. В Реестр включается информация о проектной документации в отношении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (объекты культуры, образования, здравоохранения, спортивные здания и сооружения и т.п.), при подготовке которой были применены современные экономичные ресурсо- и энергосберегающие, архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и организационные решения и которая рекомендуется для массового повторного применения при создании объектов капитального строительства за счет или с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

3. Информация о проектной документации включается в Реестр при условии, что объект капитального строительства, в отношении которого подготовлена проектная документация, будучи аналогичным по назначению, виду и технико-экономическим показателям другим объектам капитального строительства, сведения о типовой проектной документации в отношении которых представлены на рассмотрение в Министерство регионального развития Российской Федерации или которые включены в Реестр, имеет лучшие показатели соотношения стоимости строительства объекта капитального строительства к расчетному сроку эксплуатации, полезной площади к общей площади объекта капитального строительства, ресурсопотребления на единицу мощности, необходимого для эксплуатации объекта капитального строительства, а при равных показателях - при ее подготовке были применены ранее не применявшиеся архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и (или) организационные решения.

4. Информация о проектной документации, разработанной за счет или с привлечением средств федерального бюджета, для включения в Реестр представляется в Министерство регионального развития Российской Федерации организациями по проведению государственной экспертизы в течение 10 дней со дня выдачи положительного заключения. Информация о проектной документации, разработанной за счет иных финансовых источников и получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, может быть направлена для включения в Реестр правообладателем или заказчиком такой проектной документации, в том числе иностранным правообладателем или заказчиком.

5. В Реестр включаются сведения о типовой проектной документации, согласованные Нормативно-техническим советом по отбору типовой проектной документации при Министерстве регионального развития Российской Федерации.

6. Информация о проектной документации объектов капитального строительства, представляемая на рассмотрение в Министерство регионального развития Российской Федерации на предмет включения в Реестр, направляется в форме паспорта проекта (в электронном и бумажном форматах) и включает в себя:

6.1. Информацию о проектной организации с указанием полного наименования, реквизитов и места нахождения.

6.2. Поэтажный план здания и описание фасада здания (в электронном формате).

6.3. Экспликацию здания (помещений).

6.4. Экспликацию оборудования.

6.5. Технические характеристики конструктивных решений и видов работ, а именно:

Общестроительные конструктивные элементы;

Инженерные системы и элементы благоустройства;

Системы безопасности.

6.6. Технико-экономические показатели, а именно:

Сметную стоимость (в текущем уровне цен) в составе: общей сметной стоимости, строительно-монтажных работ, оборудования и прочих затрат.

Стоимость 1 кв. м общей площади;

Трудоемкость;

Расходы стройматериалов;

Объемно-планировочные показатели;

Эксплуатационные показатели;

Эксплуатационные затраты.

6.7. Дополнительные сведения:

Информацию о ранее не применявшихся архитектурно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических, технологических или организационных решениях;

Нормативное значение веса снегового покрова;

Нормативное значение ветрового давления;

Расчетную температуру наружного воздуха;

Состав проектной документации;

Продолжительность строительства;

Примененные проекты;

Прочую уточняющую и дополняющую информацию.

7. Решение о внесении в Реестр сведений о типовой проектной документации оформляется приказом Министерства регионального развития Российской Федерации.

8. Ведение Реестра организует Департамент государственной политики в сфере строительства и архитектуры Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Департамент). Реестр ведется в электронном виде.

9. В Реестр включаются следующие сведения:

Наименование и порядковый номер проектной документации с указанием года разработки;

Наименование и контактная информация об организации-правообладателе;

Дата и номер приказа Министерства регионального развития Российской Федерации о внесении проектной документации в Реестр;

Иная информация, необходимая для обеспечения надлежащего учета типовой проектной документации и ведения Реестра.

10. Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми для ознакомления с ними любых заинтересованных лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

11. Применяемая типовая проектная документация подлежит государственной (негосударственной) экспертизе только в части результатов инженерных изысканий и фундаментов, если таковая экспертиза предусмотрена статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2013, № 14, ст. 1651).

12. Департаментом должны быть обеспечены:

Своевременное внесение сведений в Реестр;

Своевременное представление заинтересованным лицам по их запросам выписок из Реестра;

Создание резервных копий информационного массива Реестра с целью его восстановления при необходимости;

Сохранность, достоверность, целостность, доступность информации, содержащейся в Реестре, а также защита указанной информации от несанкционированного доступа.

13. Департамент обеспечивает размещение на официальном сайте Министерства регионального развития Российской Федерации в сети Интернет (www.minregion.ru) сведений из Реестра, предусмотренных настоящих Правил, а также актуализацию указанных сведений.

Обзор документа

Установлены правила формирования и ведения реестра типовой проектной документации.

Речь идет о проектной документации в отношении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, при подготовке которой применялись современные экономичные решения. Ее рекомендуется массово использовать при строительстве объектов за счет бюджетных средств.

Реестр в электронном виде ведет Минрегион России. В него включается документация с лучшими показателями соотношения стоимости строительства к расчетному сроку эксплуатации, полезной площади объекта к общей, ресурсопотребления на единицу мощности. Если они аналогичны имеющимся, то документация вносится в реестр при условии применения для ее подготовки новых архитектурно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических, технологических или организационных решений.

Проекты, разработанные за счет бюджетных средств, представляются организациями по проведению госэкспертизы в Министерство для включения в реестр в обязательном порядке (в течение 10 дней после выдачи положительного заключения). Остальные - по желанию правообладателя (заказчика).

В реестр включаются сведения о типовой проектной документации, согласованные Нормативно-техническим советом по отбору типовой проектной документации при Минрегионе России. Установлены требования к составу и форме представляемых для внесения в реестр проектов.

Сведения реестра общедоступны на официальном сайте Минрегиона России. Можно получить выписку из реестра.

Применяемая типовая проектная документация подлежит государственной (негосударственной) экспертизе только в части результатов инженерных изысканий и фундаментов (если такая экспертиза требуется).

Loading...Loading...