Как обучить ребенка финансовой грамотности? Эти правила финансовой грамотности должен знать каждый родитель Как обучить детей финансовой грамотности

К сожалению, умению правильно обращаться с деньгами, накапливать сбережения и грамотно тратить, не учат в школе. И это не приходит как дар свыше, эти знания нужно прививать человеку с детства. Не все взрослые люди могут грамотно распоряжаться своим бюджетом, что уж говорить о детях. Возможно, вначале придется поработать над собой, прежде чем ждать каких-то достижений от ребенка.

Но как воспитать уважение к заработанным деньгам. Как воспитывать у ребенка ответственное отношение к деньгам родителей, а потом и к собственным? Чтобы оградить малыша от возможных финансовых проблем во взрослой жизни, задумайтесь уже сейчас о воспитании его финансовой грамотности.

Воспитание собственным примером

Дети учатся всему, копируя поведение своих родителей. Поэтому стоит задуматься,

  • не слишком ли часто вы берете кредиты, руководствуясь лишь первым побуждением купить понравившуюся вещь?
  • Или стараетесь накопить нужную сумму, прицениваетесь и только потом совершаете уже обдуманную покупку?
  • Покупаете вещи только из новых коллекций или ждете сезона скидок?

Разница между потребностями и желаниями

Расскажите ребенку, что деньги, прежде всего, существуют для удовлетворения потребностей: в пище, жилье, одежде, обуви, то есть всего того, что необходимо нам для выживания.

Кроме того, мы используем деньги для исполнения своих желаний, например, покупаем новую игрушку или смартфон, украшения, то есть на покупку вещей, которые нам хотелось бы иметь. Но мы не можем позволить себе удовлетворять все свои желания немедленно, так как деньги имеют свойство заканчиваться.

Дети должны знать, откуда берутся деньги, каким образом зарабатываются, и на что расходуются. Ребенок должен понимать, что нельзя тратить больше заработанного. Привлекайте детей к вопросам планирования семейного бюджета и обсуждайте с ними все вопросы, связанные с деньгами. Это важно для получения навыков финансовой грамотности.

Капризам - нет

Даже если вы имеете финансовую возможность удовлетворить любую прихоть малыша, не поддавайтесь первому порыву купить все, что угодно, лишь бы он не устраивал истерик в магазине. Малыш еще не понимает, он просто уверен, что деньги берутся из кошелька, кредитки, нужно лишь достать и заплатить за то, что ему хочется. Но знает ли он, как они туда попали? Объясните малышу, что прежде чем что-то приобрести, нужно сначала накопить необходимую сумму. Пусть у него будет собственная копилка, где будут храниться его сбережения. Может когда он накопит определенную сумму, то всерьез задумается, что ему в действительности хочется купить.

Карманные средства учат самостоятельности, ответственности, экономии, умению ценить труд

Карманные деньги - лучший способ воспитания в детях правильного обращения с деньгами. Это будут личные деньги. Совершая покупки самостоятельно, ребенок несет ответственность за свой бюджет, быстрее научится контролировать их. При этом важно, чтобы деньги, пусть небольшая сумма, но выдавались регулярно, и дети сами распоряжались ими по своему усмотрению.

Это их личные деньги, и пусть они отвечают за последствия, если вдруг за первую неделю потратят все карманные деньги, выданные на месяц. Это конечно плохо, но не нужно жалеть и давать денег взаймы. Ведь в том и есть весь смысл выдачи карманных средств, чтобы на личном горьком опыте дети научились делать выбор и принимали решение, потратить все сразу или накопить и купить что-то посерьезнее. Не нужно контролировать, как распоряжаются деньгами дети, младшие могут ошибаться, неправильно потратить или потерять. Старшие уже могут из личных денег оплачивать, например, сотовую связь, или подарки друзьям.

Как выдавать карманные средства

Небольшую сумму следует начинать давать примерно с шестилетнего возраста, или когда чувствуете, что чадо достигло определенного уровня самостоятельности. Сумму нужно определить исходя из семейного бюджета, которую ежегодно нужно увеличивать. Чтобы ребенок научился планировать свои расходы и растягивать деньги на определенный срок, необходимо соблюдать график выдачи денег. Например младшим выдавайте деньги один раз в неделю, когда малыш немного подрастет, можно давать раз в две недели. Подросток уже в состоянии разумно планировать расходы на более длительный срок, и ему можно выдавать карманные средства один раз в месяц.

Но как воспитать уважение к заработанным деньгам, если средства массовой информации на каждом шагу призывают приобретать тот или иной товар прямо сейчас? Ведь именно детская аудитория наиболее подвержена влиянию маркетинговых уловок. Конечно, оградить ребенка от потока рекламы на телевидении, в интернете и средствах массовой информации просто невозможно. Важно научить его правильно воспринимать получаемую оттуда информацию. При совместном просмотре рекламных роликов, объясните ребенку, на какие хитрости могут идти продавцы для создания положительного впечатления о товаре. Возможно, они так красочно расписывают положительные свойства, чтобы скрыть негативные? Адекватна ли цена на товар? А может быть есть более дешевый аналог?

Добрый день, уважаемые гости инвестиционно-биржевого портала Investlb. com. В следующих 2-х статьях мы несколько отойдем от привычного вам формата обсуждения фондовых и валютных рынков и уделим внимание некоторым психологическим аспектам. И если о психологии Форекс можно написать целую книгу, да и рассказано об этом уже немало, то о том, что торговле и отношению к деньгам нужно рассказывать с самого раннего возраста, задумывается не каждый. Финансовая грамотность формируется у трейдера еще с самого маленького возраста: именно тогда закладываются азы понимания того, как нужно обращаться с деньгами. Понимание их ценности приводит к формированию правильной стратегии риск-менеджмента, к разумному накоплению капитала и инвестированию. Об этом и речь ниже.

Финансовая грамотность: учимся правильно распоряжаться деньгами с детства!

Финансовая грамотность — это знания и опыт правильно распоряжаться капиталом и просчитывать риски. Первые попытки ввести данный курс в школах закончились провалом пилотного проекта, и потому главным финансовым наставником для ребенка остаются родители. И не важно, насколько хорошо вы разбираетесь в финансах, ваши ошибки и примеры помогут сформировать у ребенка соответствующее понимание. На чем бы я акцентировала внимание:

  • объяснить ребенку суть денег и их ценность. В качестве основы взять бартер, показать универсальность денег. Важно дать ребенку понять, что деньги — это все, что угодно, что может быть интересно другим, это эквивалент обмена, а также это путь к собственной независимости, хотя и не самоцель;
  • познакомить ребенка с номиналами купюр, научить считать деньги, показать, что деньги можно делить на несколько частей для разных целей;
  • рассказать ребенку, как вообще зарабатывают деньги и на что их тратят;
  • привести пример, как ребенок сам уже сейчас может заработать деньги;
  • объяснить разницу между потребностями и желаниями (важный аспект, поскольку ребенок должен понимать, как правильно сделать выбор);
  • рассказать о принципах накопления и инвестирования денег.

К слову, часть этих пунктов имеет отношение и к взрослым людям. Увы, при всей простоте этих правил финансовая грамотность людей ниже среднего уровня. Итог: неумение считать свои затраты и кредитная кабала, неумение планировать бюджет, неумение отказаться от своих сиюминутных желаний.

Почему важно прививать эти знания с детства? Сознание ребенка формируется под влиянием окружения. И нужно заранее дать понять ребенку, что деньги — это не цель, их можно и нужно получать честным путем, уметь радоваться тому, что есть, а не завидовать, что у кого-то денег больше или еще хуже — становиться на путь воровства.

  1. Бартер

Видя в магазине детскую игрушку, ребенок хочет её, но он не знает, каким трудом они зарабатываются. Объясните ребенку: чтобы что-то взять, нужно что-то дать взамен, потому что ничего не появляется просто так. У него есть любимая игрушка? Готов ли он расстаться с ней и получить взамен новую? А готов ли он отдать две любимые игрушки, чтобы получить желаемое?

На этом этапе важно дать ребенку понять, что ничего не берется с воздуха, и для достижения цели нужно что-то в это вложить. Причем, суть этого объяснения не столько в том, чтобы рассказать суть денег (об этом можно и в интернете прочитать), а в том, чтобы научить понимать, как ими управлять.

Когда ребенок начинает понимать суть денег (то есть, если они у него есть, он может их на что-то обменять, а заработать он может, помогая родителям), можно переходить к следующему этапу — обучению их распределению:

  • объясните ребенку, что не стоит тратить все деньги сразу. Познакомьте его с номиналами, дайте возможность разложить купюры (монеты) в порядке возрастания. Арифметику учат уже в садике, потому начиная с 5-6-ти лет уже вполне можно формировать финансовую грамотность;
  • расскажите, что деньги нужно откладывать на всякий случай и нельзя сразу все, что есть, тратить на игрушку или мороженное. Пусть ребенок поймет, что тратить можно только определенный процент (часть) от полученной суммы, а остальное — это расходы на жизнь и запасы;
  • дайте возможность ребенку самому расплатиться в магазине за покупку.

  1. Заработок

Один из самых сложных этапов. С одной стороны, ребенку нужно показать, что только труд приносит деньги, с другой стороны, как это сделать правильно? Лично я считаю категорически неправильным давать ребенку деньги за услугу (хорошие оценки, уборку дома и т.д.), поскольку это приводит к формированию у ребенка понимания принципа «ты мне — я тебе». Потому предлагаю следующий вариант:

  • оплата за услуги посторонним людям. Например, за помощь соседям в покупке продуктов или сдачу макулатуры. Пусть ребенок поймет, что родителям нужно помогать бесплатно, а чужим можно и за деньги;
  • поощрять деньгами только тогда, когда ребенок что-то сделал добровольно по своей инициативе;
  • дать ребенку понять, что нельзя быть сильно добрым для других. Например, можно за деньги давать кататься на велосипеде.

Здесь важно снова вспомнить, что деньги — это эквивалент! Ребенок должен понять, что давать всем кататься на велосипеде просто так — нельзя, но и требовать за это 10 рублей за минуту — тоже не выход. И потому в качестве денег может выступать мороженное или другая услуга. И здесь мы снова возвращаемся к понятию бартера.

Не думаю, что вы прочли в этой статье что-то для себя новое, но её суть не в этом. Многие вещи мы, взрослые, считаем очевидными и потому… игнорируем их. Я акцентировала внимание на том, что важно прививать финансовую грамотность с раннего детства и предложила один из способов, как это сделать. Было бы интересно узнать мнение, как вы обучаете ваших детей правильно распоряжаться деньгами!

Если у семилетнего ребенка представление о деньгах еще весьма абстрактное, то в 11 лет он уже начинает понимать, для чего они нужны. Поэтому период 9-12 лет отлично подходит для вовлечения ребенка в хозяйственную жизнь семьи с помощью несложных поручений. Основные принципы финансового образования детей аналогичны тем, которыми руководствуются взрослые. Все действия должны быть осмысленными, простыми и понятными.

Покупка продуктов

Психолог Анна Портнова не рекомендует брать в магазин детей младше 2 лет. Увидев пестрящие яркими упаковками прилавки, малыш наверняка захочет все это иметь. Разумные доводы в таком возрасте не подействуют. Однако с 9 лет походы за покупками вполне можно использовать как обучающее пособие для ребенка.

Подготовку к посещению магазина следует начать заранее. Выпишите на листочке список необходимых покупок. Предупредите ребенка, что в магазине часто возникает желание приобрести какие-то вещи сверх плана. Поставьте цель – не поддаваться соблазну и взять только то, что есть в списке. Помните, начинать нужно с простых задач. Рассказывать ребенку о выгоде акционных товаров на первых порах не нужно: оставьте это не потом. Начало будет удачным, если ребенок просто удержится от покупок, не входящих в список.

Многие городские жители раз месяц ездят в гипермаркеты, такие как «Метро» или «Лента», с готовым списком продуктов. Посещение больших магазинов всегда сопровождается риском прихватить несколько товаров по акции. Такие незапланированные покупки могут существенно увеличить затраты. Поэтому ваши тренировки с ребенком лучше начать с небольших торговых точек, где вы ежедневно покупаете хлеб и молоко.

Пройдя мимо полосы препятствий из шоколадок и ярких конфет на кассе и покинув магазин, обсудите с ребенком его впечатления. Пусть он расскажет, что показалось ему самым легким, а что вызвало затруднения. Терялся ли он перед широким выбором или брал привычную марку продуктов. В процессе беседы ребенок сможет задать интересующие его вопросы, касающиеся выбора тех или иных вещей. Это подходящее время для того, чтобы рассказать ему о вкусовых различиях и соотношении цены и качества определенных товаров.

Поделитесь с детьми своими маленькими хитростями. Например, объясните, что покупать большие упаковки дешевле: стоимость растительного масла в литровой бутылке будет ниже, чем цена продукта, разлитого в маленькие бутылочки.

Дети не должны получать сразу сложные задания. Закупаться в магазине по длинному списку в 9 лет довольно сложно, и без вашей поддержки ребенку не обойтись. Но некоторые простые поручения ему уже можно доверить. Например, дети с радостью бегают в ближайшую продуктовую лавку за хлебом и молоком: так они чувствуют себя самостоятельными. А у вас появляется несколько свободных минут.

Вопрос, как распорядиться сдачей, всегда остается на усмотрение родителей. Должен ли ребенок вернуть все оставшиеся деньги до копейки, или ему позволят оставить сдачу себе, в каждой семье решают по-разному. В любом случае сдача может служить еще одним нехитрым способом обучения финансовой грамотности. Ее можно сразу же потратить, а можно вновь испытать силу воли. Слишком усердствовать в воспитании экономного отношения к деньгам не стоит — поход в магазин должен приносить ребенку радость.

Семейный бюджет

Назначьте ребенка на должность семейного бухгалтера. Заведите отдельную тетрадь, куда он должен будет вносить все расходы семьи. Каждый человек ежедневно должен будет отдавать ему все полученные чеки или складывать их в специальный конверт. По окончании месяца состоится подведение итогов: сколько денег потратила семья. Этот эксперимент потребует дисциплинированности от всех участников, но станет полезным опытом.

Будьте осторожны, вводя традицию оплачивать ребенку его трудовые подвиги или успехи в школе. Семейный психолог Людмила Петрановская советует различать понятия оплаты и премии, так как они имеют разную мотивацию. В первом случае вы выплачиваете обязательное вознаграждение за работу, а во втором – покупаете подарок для того, чтобы просто порадовать своего ребенка.

Какие бы методы обучения финансовой грамотности вы ни выбрали, ведите себя естественно. В отношениях с ребенком «воспитание» не должно стать главным элементом. Живите, как обычно. Вы можете готовить ребенка для входа во взрослую жизнь, оставаясь при этом любящими и заботливыми родителями.

Существует мнение, что ребенку следует поручать оформление квитанций на оплату коммунальных услуг, предварительно научив его этому. Цель такого обучения не совсем ясна. Если ребенок заметит, что родителям какая-то обязанность в тягость, он будет так же к этому относиться. А заполнение квитанций – занятие довольно скучное. Можно, конечно, рассказать ребенку о том, что существуют скучные обязанности, которые тоже приходится выполнять, но ребенок вряд ли вынесет из этого урока что-то новое. С неинтересными, но важными делами ребенок еще успеет столкнуться, но пока это должны делать взрослые. Так они проявляют заботу о своих детях.

Выделите ребенку определенную сумму на покупки, которую он может потратить в течение недели. Предварительно обсудите, что он планирует делать с этими деньгами. Когда неделя пройдет, поинтересуйтесь, как он потратил полученную сумму, удалось ли ему реализовать все свои планы. Порадуйтесь его успехам, если все прошло удачно, и посоветуйте, что делать, если возникли какие-то сложности.

Как реагировать на желание ребенка зарабатывать? Конечно, положительно. Если дети обнаруживают желание работать, это начинание следует поддерживать. Возможно, вам придется проявить родительскую находчивость: можно обсудить с другими родителями, какая деятельность будет безопасной и полезной для ребенка.

1. Подсчитайте и выдайте ребенку нужную сумму на закупку школьных принадлежностей. Отправляйтесь вместе в магазин и помогите ему сделать необходимые покупки в пределах этой суммы.

2. Поиграйте вместе в настольные игры. Игра «Set» помогает развить пространственное мышление, а «Монополия» — стратегическое.

3. Не отказывайте ребенку в просьбах. Предложите ему внести игрушку или конфеты, которые он просит, в список желаний. Такая подсказка может оказаться очень кстати перед днем рождения или Новым годом.

Каждый родитель желает, чтобы его малыш, когда вырастет, стал успешным и самостоятельным человеком, который бы ни в чем не нуждался. Чтобы воплотить мечту в реальность, мамы и папы заботятся о том, чтобы ребенок получил хорошее образование. Помогают в этом сначала воспитатели в детском садике, потом педагоги в школе и высшем учебном заведении, а также бабушки и дедушки. Вся семья вкладывает в ребенка, как финансовые, так и временные ресурсы. И, безусловно, все ожидают результата. Ребенок не заставляет долго ждать: вот он уже считает до ста, занимает первые места на олимпиадах, выигрывает конкурсы, получает медали, а родители гордятся своим маленьким гением.

Эти загадочные расходы.

Но все мы знаем, что образование, которое увеличивает возможности ребенка, требует немалых расходов. И малыш может услышать от родителей, что на занятия по английскому уходит столько денег, на музыкальную школу уходит такая сумма и так далее. Малыш к шести годам уже знаком со словом «Расходы «, но при этом не знает, какова же заработная плата у родителей, и как распределяется семейный бюджет. Ежедневно ребенок слышит о том, что родители покупают продукты, одежду, оплачивают различные услуги, платят за квартиру и так далее. И зачастую простая на первый взгляд просьба купить игрушку просто остается нереализованной. Ребенок не понимает, почему так происходит. На другие предметы и вещи денег хватает, а на одну игрушку нет. У родителей есть кошелек, в котором постоянно находятся деньги. Малыш начинает думать, что родители просто не любят его. В результате нарастает конфликт.

Чтобы избежать этого конфликта , ребенок должен знать, как и откуда появляются деньги, и как их правильно распределять на нужды.

Этапы обучения ребенка финансовой грамотности.

Этап 1. Откуда появляются деньги (малыш 4-7 лет).

На этом этапе необходимо рассказать ребенку о труде , акцентируя внимание на то, что именно труд является источником материального благосостояния любого человека. Время от времени говорите малышу, что деньги - награда за труд.

Ребенок должен знать, кем вы работаете, что значит ваша профессия . При этом малыш должен чувствовать, что вам очень нравится дело, которым вы занимаетесь. Обязательно делитесь с ребенком своими успехами, ведь малыши любят хвастаться своими родителями так же, как и родители своими детьми.

Этап 2. Деньги на пирожок (дети начальных классов).

На этом этапе малыш должен научиться совершать покупки . Для тренировок подойдет школьная столовая. Познакомьте карапуза с деньгами: какие есть монеты, и какого достоинства бывают купюры, когда дают сдачу и как разменять деньги.

Этап 3. Поход в большой магазин (ребенок 7-9 лет).

Теперь ребенок должен научиться покупать товары в больших магазинах, к примеру, в супермаркетах. В словарный запас ребенка входит новое понятие «Чек». Попросите ребенка сходить в магазин за хлебом, при этом дайте денег больше, чем стоит этот товар. Благодаря этому ребенок сможет вспомнить математику, да и так вы сможете проверить его отношение к сдаче. Если ребенок принесет хлеб и правильную сдачу , ее можно отдать малышу, сказав, что это его награда за работу. Это первое вознаграждение может стать основой карманных денег.

Этап 4. Карманные деньги (ребенок 9-17 лет).

Специалисты уверяют, что у ребенка должны быть карманные деньги . Хотя многие родители не согласны с этим мнением. Благодаря своему личному бюджету у ребенка развивается такой навык, как финансовое планирование. Что же это такое? Давать карманные деньги необходимо один раз в две недели или же один раз в месяц. Ребенок вправе сам решать, что он будет покупать и когда. Однако родители должны помнить, что если ребенок потратил свои карманные деньги раньше времени, ни в коем случае не давайте новую сумму. У вас же есть оговоренный срок, когда сын или дочь получают определенную сумму на личные расходы. В противном случае обучение не будет иметь смысла.

Этап 5. Контроль (в течение всего обучение).

Конечно, финансовая деятельность детей должна находиться под контролем родителей. Но этот контроль не должен носить агрессивный и навязчивый характер. Приготовьтесь к тому, что будут ошибки и потери. Однако не стоит на это негативно реагировать. Будьте терпеливыми, обговаривайте все с ребенком и не забывайте помогать. Именно помогайте, а не делайте вместо ребенка. Дайте возможность своему ребенку самостоятельно принимать решения и поступать так, как он считает нужным. Тогда обучение финансовой грамотности пойдет на пользу и в будущем ребенок сможет правильно и рационально распределять свои денежные средства.

Публикуем отрывок дипломной работы «Воспитание финансовой грамотности у детей», автор Ю.А. Шурухина, выпускница программы дополнительного образования «Детская практическая психология» :

В данной работе я представляю свои наблюдения на тему: «Воспитание финансовой грамотности у детей». Я убеждена в том, что развитие человечества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации во всем мире. Кризисы и дефолты постоянно сотрясают нашу жизнь, перестраивая ее по типу «взлетов» и «падений», актуальными становятся поговорки «то густо, то пусто», «Деньги как навоз: сегодня нет, а завтра воз», «денежки - воробушки, прилетели-улетели», «деньги ваши станут наши» - это все говорит о нестабильности, тревогах и страхах людей вокруг финансовой темы. Сейчас это стало особенно актуальным и ярко проявленным. Многие взрослые столкнулись с проблемой того, что они не знают и не умеют управлять своими финансовыми потоками, следовательно, их не обучали этому целенаправленно, как учили математике в школе, и они не могут сформировать правильное отношение к деньгам у своих детей. Умение управлять финансовыми потоками – это не врожденная способность человека, это приобретенная система представлений, ценностей и сформированных привычек. Чаще всего ребенок перенимает опыт своих родителей автоматически, именно семья закладывает фундамент будущей успешности и финансового благополучия взрослого человека.

Как же родители воспитывают финансовую грамотность своих детей? Почему одни люди успешны и богаты, а другие постоянно нуждаются или живут «от получки до получки», или «вечно в кредитах», на содержании у родителей-пенсионеров? Есть ли этому объяснение и как сделать так, чтобы ребенок смог достигать и быть успешным в современном обществе? Эти вопросы стали предметом моего исследования и легли в основу моего проекта «Финансовое обучение ребенка». Воспитывать миллионера нужно с детства, но многие родители не знают, как это делать, а порой боятся, что избалуют ребенка или считают, «что платить ребенку за оценку – это неправильно», а как правильно - не знают. Финансовое образование полностью не изучено, исследователи работают над этим вопросом, ищут и подбирают методики. Я надеюсь, что моя работа станет полезной родителям, которые хотят вырастить успешных и финансово независимых детей.

Цель моей работы – показать необходимость обучать детей управлять деньгами, рассказать, на каких этапах развития стоит говорить о деньгах, с какого возраста приучать ребенка управлять финансовыми потоками и брать ответственность за свои решения. Прояснить, что будет эффективным и способствовать развитию и обучению, а что, наоборот, будет блокировать ребенка, ограничивать и приучать к «вредным привычкам» относительно денег, что впоследствии, по словам самих детей, сформирует беспомощность и ощущение, что «мама лучше знает, что нужно купить на твою стипендию».

Я надеюсь, что моя работа может помочь изменить взгляд родителей на воспитание финансового благополучия ребенка, увидеть свои модели поведения, обнаружить взаимосвязь с собственной семейной системой, ее ценностями и традициями. Понять свои «зоны роста» и ощутить ответственность за дальнейшую финансовую жизнь ребенка, сняв с себя обязательства пожизненного содержание «выросшего дитяти».

Формирование образа денег в сознании детей

Многие маленькие дети не знают, что такое «деньги», но они уже улавливают значимость этого явления. Это слово и все, что с ним связано, довольно рано становится для ребенка привлекательным и интересным. Он пытается понять слово «деньги», слыша его в разных контекстах. Почему если деньги есть, то и кукла тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит: «Не приставай! У нас денег на это нет!» и тогда допроситься у нее не возможно. Почему взрослые все время дают какие-то неяркие и ничем не интересные бумажки в магазине, а тетя за прилавком выдает сладости? Или почему, когда мама или папа приносят в дом какую-то зарплату, появляются новые туфельки или платьице? Ребенок недоумевает и пытается понять эти странные связи и закономерности. Из анкет участников опроса: фразы, которые он часто слышит от родителей в ответ на просьбу купить игрушку: «Не куплю, потому что у нас денег нет», «Деньги нужно экономить», «Нельзя тратить деньги на каждую твою прихоть», «Деньги дорого достаются», «Когда у нас будут деньги, мы придем и купим», «Когда зарабатывать будешь, тогда и купишь», «Я тоже много чего хочу, да только денег на это нет», «Я и так потратила на тебя ползарплаты», «У мамы денюжек нет, нам папа не выделил». Слово «деньги» становится для ребенка символом чего-то важного, того, чем оперируют взрослые и что дает «игрушки и кайфушки». По мере взросления ребенок начинает понимать значение слова «деньги» более точно.

Был проведен опрос учеников начальной школы (возраст - восемь лет). Им был задан следующий вопрос: "Что тебе первое приходит в голову при слове "деньги"?" Были получены следующие ответы:

  • "Деньги - это бумажки" (46,1 % детей). К этой группе были отнесены и распространенные, подобные им предметно-конкретные ответы, например, "деньги - это зарплата, которую приносят родители", "рубли", "вещь", "купюра";
  • на втором месте ответы по типу "Деньги - это то, чем мы покупаем" (32,6%);
  • многие дети подчеркивают жизненную важность наличия у человека денег ("Деньги - это жизнь"), но таких ассоциаций значительно меньше.

Можно обобщить представления малышей таким образом:

1. Деньги - это некие штучки, маленькие бумажные вещи, которые получают взрослые (дети имеют конкретный визуальный образ денег, которые они имели возможность держать в руках и каким-то образом использовать). Данная точка зрения отражает небольшой опыт ребенка в сфере экономики, преобладание образного мышления, что является нормальным для данного возраста. Деньги здесь представляют собой атрибут взрослого мира. Дети приписывают человеку "взрослые" характеристики по самому факту наличия у него денег.

Легко предсказать, что младший школьник может попробовать поднять свой статус среди сверстников путем демонстрации своего "тугого" кошелька (или кармана), при этом для достижения цели тратить деньги ему совсем не обязательно. Возможно, вы имели возможность наблюдать такие случаи. Например, у мамы из шкатулки неожиданно могут пропасть деньги, а потом, после расследования, они оказываются в целости и сохранности в кармане у ребенка. Причем ребенок до этого никак не отличался "криминальными" наклонностями. Мама в шоке, варианты ее реакций примерно таковы: "Неужели ты не мог попросить?"; "Чего тебе не хватает, мы покупаем тебе все, что нужно!" или "Я знаю, это компания Иванова на него так влияет, мой ребенок никогда бы до такого не додумался!"; "Мой ребенок вор!". Это все явные или замаскированные обвинения. Нужны ли они? Если ребенок считался вполне благополучным и деньги нашлись, то логичнее предположить, что у него (нее) имеются проблемы со своим положением среди сверстников. Это может быть как желание подняться выше, занять лидирующее положение, так и необходимость минимального самоутверждения, когда ребенок не то чтобы не претендует на лидерство, а вообще чувствует себя лишним, "неправильным", неумелым, непопулярным, обобщенно говоря, изгоем (такая позиция может быть не связана ни с успеваемостью, ни с физическими данными). Поэтому в таком случае впадать в панику и приклеивать ярлыки рано - нужно разобраться в механизмах поступка. Если причина действительно "социального характера", ребенок нуждается в том, чтобы ему показали пути достижения популярности самыми разнообразными способами, кроме демонстрации "взрослых бумажек". В принципе, если ребенок готов (но только при этом условии), то можно и допустить расширение сферы его финансовых возможностей (например, после разумного обсуждения увеличить сумму карманных денег или дать возможность реального заработка, при этом подчеркнув, что тот, кто сам зарабатывает, более взрослый и независимый, чем тот, кто просто носит кошелек).

Детям иногда нравится просто сам вид купюр, какие они разноцветные, с рисунками. Положите в пенал, за обложку или в кошелек ребенка несколько имитаций купюр разных стран и разного достоинства, сейчас нет проблем найти такие вещи. Это и привлечет внимание сверстников, и подбодрит ребенка, и даст пищу к разговору об истории, географии, экономике.

Кроме того, ребенок может не понимать до конца (он же еще ребенок!) смысла денежного оборота, не иметь представления обо всех функциях денег в обществе. Поиграйте с ним в компьютерные или настольные игры - экономические стратегии. Часто такие игры развивают экономическую грамотность не только ребенка, но и родителей, не говоря уже о пользе совместной деятельности и обмена мнениями. В результате ребенок выйдет на другую ступень представлений о деньгах, близкую описанной ниже.

2. Деньги - средство обмена (подразумеваются прежде всего блага, которые можно получить, купить за деньги). Конечно, потребительская позиция налицо, но и шаг вперед сделан - понятие "деньги" стало более абстрактным, универсальным. Ребенок с таким представлением, скорее всего, хорошо понимает, что в разных государствах деньги различаются, но выполняют сходную функцию. Он понимает, что к деньгам относятся и рубль, и доллар, и йена, может рассказать, что, например, в Америке пользуются долларом, а в Японии - йеной. Он готов учиться и усваивать отличия, связанные с денежным обращением. Возможно, ребенок не понимает, как образуется цена товара, который можно купить, не имеет понятия о наценках, издержках и прибавочной стоимости, но он начинает сравнивать конкретные понятия (товар) и абстрактные (деньги). Здесь уже недалеко до более серьезных исследований экономических стратегий, самостоятельных экономических экспериментов.

На практике вы можете наблюдать, что многие дети имеют склонность к постоянному обмену - игрушками, книжками, картинками и пр. Само по себе это является признаком достижения определенной ступени мышления, нового уровня сравнений и аналогий и не должно быть поводом для беспокойства. Лучшей реакцией будет тактично и подробно узнать у ребенка, по каким критериям он провел обмен (даже если, с точки зрения взрослого, обмен был явно не равноценный, ребенок "продешевил"). В критерии ценности у ребенка могут входить совершенно не те свойства, которые являются таковыми у взрослых, или же ребенок может опираться на эмоциональные, скрытые, неочевидные критерии, которые придают большую ценность (действительно большую ценность в глазах ребенка!) полученной вещи. Если такие критерии есть и мудрый взрослый сумел понять их и принять, что немаловажно, то конфликта, раздражения, повода для наказания не возникнет. Зато возникнет основа для дальнейшего сотрудничества и обсуждения в области финансов, что особенно важно в более старшем возрасте.

3. Деньги - средство для жизни (наиболее "продвинутая" точка зрения, требующая от ребенка определенных философских обобщений, свидетельствующая о его личном опыте и опыте его семьи). Дети с такими представлениями, скорее всего, сами уже стакивались с лишениями, угрожающими жизни, либо лично, либо на примере близких людей. Подобные родительские напутствия дети получают в семьях, испытывающих постоянный, даже навязчивый страх перед нищетой, или в ранее бедных семьях, знающих, что такое нужда, члены которых упорно трудятся для того, чтобы тяжелые периоды их жизни не повторялись. Вид убогого жилища, пустого стола, голодных родителей сильно воздействует на ребенка, особенно в сочетании с теми словами, которые говорят взрослые, с их эмоциями. Урок усваивается очень быстро, если он несет реальную угрозу, стресс - таковы законы психологии. Деньги становятся для ребенка волшебным ключиком либо к выживанию вообще, либо к определенному уровню жизни в частности. Такая позиция имеет и позитивные, и негативные стороны. Позитивно то, что ребенок возможно раньше других сверстников начинает задумываться о жизни, анализировать, "снимает розовые очки", начинает искать, как добыть столь "нужные для жизни" деньги. Возможно, эти дети раньше хотят стать материально независимыми и начинают зарабатывать самостоятельно, понимают трудности своих родителей. При этом трудности не пугают их, а побуждают к творчеству, оригинальным решениям, обдуманному риску. Такие дети раньше начинают учиться общаться со старшими на их уровне, стараются освоить, и не безуспешно, взрослые правила игры. Далее они могут постараться посмотреть на вещи свежим взглядом и попытаться внести кое-что свое, не желая во всем подчиняться установленным правилам. Здесь важно, чтобы психика ребенка не сломалась, не получила нагрузки, с которой не может справиться. Поэтому здесь опасными реакциями взрослых являются как попытки пресечь экономическое творчество ребенка, так и чрезмерное обучение его по взрослым правилам.

Однако часть детей, даже прошедших через критические условия существования, начинают осваивать противоположную тактику. Поняв, что деньги обеспечивают определенный уровень жизни, они активно начинают искать человека (или группу), от которого можно получать деньги "просто так" с минимальными усилиями.

В любом случае возраст восьми-девяти лет - лишь стартовая площадка для развития устойчивых финансовых стратегий.

Не требуйте от восьмилетнего ребенка взрослого отношения к деньгам - большинство детей пока не способны на это!

Как показывают интервью, большинство младших школьников мыслит вполне конкретными категориями и успешно впитывает информацию от близких взрослых. Наилучшей формой обучения экономике являются игра, театр, сказки и иной фольклор.

Когда взрослые говорят, что деньги - это "рано", "грязно", "аморально", "это все чепуха", "он еще мал", они совершают ошибку, ибо в голове у ребенка уже есть определенное представление об этом "грязном и запретном" предмете. Тогда получается, что взрослые лгут.

Когда взрослые говорят, что "деньги могут все", "чем больше, тем лучше", "много денег не бывает", "если без денег, то дурак", они совершают ошибку переоценки чего-то одного, заведомо пренебрегая всем другим. Жизнь богаче. Тогда получается, что взрослые снова лгут.

Лгущий взрослый - плохой воспитатель, потому что его результат будет иным, чем он ожидал.

Взрослым, занимающимся с младшими школьниками азами "экономики", нужно тонко воздерживаться как от соблазнов полного отвержения "золотого тельца" как чего-то аморального, не детского, так и от поклонения ему как универсальной силе.

Вместе с пониманием значения слова «деньги», его функциями, ребенок впитывает эмоциональное отношение членов семьи к деньгам. Это является более важной деталью в формировании отношений с деньгами у ребенка. Внутреннее значение слова, его глубокое личностное понимание по большей части зависит от той не всегда уловимой «семейной культуры», которая имеется дома. Фоновые влияния, действия воздействуют на ребенка не менее сильно, чем основные, «целевые», «сюжетные». (Т,А. Арефьева. «Дети и деньги»). Во многих семьях финансовые дела становятся неким психологическим театром военных действий не только между родителями и детьми, но также и между супругами. В других семьях разыгрываю драму, в сюжет которой включают и ребенка, он с младенчества знает, что у мамы с папой денег нет и вся семья «скоро с сумкой по миру пойдет». Следующие семьи вводят культ экономии и учат ребенка чрезмерной бережливости и аккуратности, а то «больше не купят, будешь в обносках ходить». Есть и другие примеры семей, где ребенок видит деструктивную картину: «Родители получают зарплату, накупают сладостей и гуляют по развлекательным площадкам, а тремя днями позже начинают экономить и переходят на «хлеб и воду» до зарплаты.

«Семейная культура денег» бывает настолько сильна, что даже логически связные рассказы, специальное обучение, по сравнению с ней не могут оказать более сильного влияния на представление ребенка. Ребенок может в дальнейшем испытывать негативное ощущение, заряженную эмоцию по отношению к деньгам. Чаще всего дети чувствуют «жалость», «грусть», «злость», «власть», «боль», «вину», «обиду», «страх», испытывают желание поскорее избавиться от денежных бумажек в руках, считают, что «деньги руки жгут» или стремятся экономить - «каждая копейка на учете». Кроме всего этого родители – пример для подражания. «Так делали в нашей семье!» - сознательно или бессознательно этот образец диктует линию поведения. Деньги в жизни ребенка скорее всего будут занимать то место, которое им отводили близкие люди. Арефьева Т.А. пишет: «Если проводить аналогию с растением, то подобные представления взращиваются на почве родительских представлений, наказов, мимолетных жестов и замечаний; «поливаются», насыщаются личным опытом ребенка, согреваются или иссушаются тем успехом или неуспехом, с каким ребенок начинает участвовать в реальном денежном общении. Кто-то «засыхает», растрачивая, не умея контролировать, приумножать то, что у него есть. Кто-то бессовестно занимает «весь участок», стараясь занять как можно больше места и «задушить» соседей. Кто-то превращается в перекати-поле, довольствуясь тем, что дают случайно найденные «угодья».1

Итак, семейная культура денег может быть различной. Она выражается в следующем:

  • что говорят друг другу члены семьи о деньгах;
  • как члены семьи воспринимают деньги;
  • как в семье принято тратить деньги;
  • какие эмоции испытывают члены семьи при контакте с деньгами;
  • каким способом склонны получать деньги;
  • какими стратегиями или моделями отношений с деньгами пользуется семья.

Как научить ребенка составлять свой бюджет

Большинство детей, оставшись без попечения родителей, выходит в жизнь, не умея распоряжаться финансами даже после того, как они начинают зарабатывать собственные деньги. Действительность, с которой выросшие дети сталкиваются, оказывается гораздо сложнее, чем это можно было предположить, живя на полном обеспечении родителей-воспитателей, и жить на собственные деньги получается не так просто. Происходит это потому, что за весь период взросления никто так и не научил воспитанников рассчитывать, сколько денег нужно на жизнь и как решать проблемы выживания.

Чтобы уметь управлять своей реальной жизнью в реальных экономических условиях, детей надо учить составлять свой бюджет, чтобы цифры расходов не пугали, чтобы росла уверенность в себе и в своей способности зарабатывать деньги, чтобы иметь возможность оплачивать необходимые расходы и удовлетворять свои желания. То есть детей нужно учить обращению с деньгами - не эмоциональному отношению к ним, а именно умению пользоваться деньгами.

Когда дети живут в семье, то сначала их расходы полностью оплачивают родители, потом часть своих расходов ребенок должен научиться оплачивать сам, и, в конце концов, перейти «на полную самоокупаемость», т. е. стать взрослым и решать свои финансовые проблемы самостоятельно.

Как же научить детей понимать суть их расходов и составлять личный бюджет, а также жить по нему?

Первое, с чего надо начинать - это научить ребенка правильно тратить деньги. Тратить – это значит делать выбор между необходимым и желаемым, между качественным и не очень, между дешевым и дорогим, между первоочередным и тем, что может подождать. Учить расходовать деньги надо на реальных деньгах, принадлежащих лично вашему ребенку, потому что тратить родительские деньги легко, а к своим собственным у ребенка подход другой – хозяйский. Именно этим целям и служат карманные деньги, которые должны выдавать родители своим детям.

На этом этапе ребенку важно объяснить движение денег, их приход и расход, используя для этого простейший финансовый отчет, состоящий из двух колонок: доходов и расходов с подсчетом того, что остается после любого движения. Что происходит с финансовым положением ребенка, когда деньги поступают, и что происходит, когда деньги тратятся? Остаток наличных денег в копилке - всегда результат отношения к тем средствам, которые есть. Для того, чтобы считать итоговые цифры за определенный период, нужны навыки сложения и вычитания. Поэтому, если ваш ребенок слишком мал, то вам придется ему помочь, особенно в расчетах с копейками. Старшие дети обычно подсчитывают баланс без проблем.

Научить ребенка составлять свой бюджет можно при прохождении нескольких этапов:

Первый этап - деление расходов на части. Мы знаем, что бюджет - это определенное количество расходов для поддержания образа жизни, которого придерживается человек. Необходимо объяснить ребенку систему трех копилок, когда все поступающие деньги делятся на три части: сбережения, благотворительность и текущие расходы. В соответствии с этим принципом делится и блокнот, который ваш ребенок будет использовать для учета своих расходов по этим видам затрат.

Второй этап – это дробление текущих расходов. Если вы даете ребенку кроме карманных денег еще и деньги на его обязательные расходы: завтраки в школе, проезд на автобусе и т. п., то деньги на завтраки и прочие согласованные с вами цели используются только на завтраки и то, для чего они предназначены, а карманные - на его желания и удовольствия.

Третий этап - расширение горизонтов планирования. Это работа со статьей расходов, например, на домашнее животное, на хобби, т. е. на то, о чем ребенок имеет представление как о процессе.

Так, если у вашего ребенка живет кролик, то все расходы на него надо поделить на одноразовые, которые были затрачены при покупке, например, клетка, поилка и прочее оборудование для домашнего любимца. Затем вы определяете расходы, повторяющиеся из месяца в месяц, например, такие как корм и витамины.

И третий вид расходов, если таковые имеются, - амортизационные расходы, т.е. расходы на то, что подлежит износу в зависимости от времени, и средства, на которые следует накапливать. Клетка у кролика вряд ли выйдет из строя в течение года, а вот поилка может сломаться, и к этим расходам нужно быть готовым. Сначала вы сообщаете в течение некоторого времени ребенку все суммы, которые тратите на животное, обсуждаете все то, что требуется вашему любимцу, а потом просто выделяете деньги на месяц, для того, чтобы ваш ребенок сам нес ответственность за содержание кролика и отчитывался за те расходы, которые сделал.

Что касается доходов ребенка, то, как правило, они складываются из карманных денег, также денег, подаренных родственниками к определенным праздникам, и из заработанных денег. Ко всем видам доходов должен быть применен принцип трех копилок: часть денег оставлять себе, а частью - делиться и помогать нуждающимся.

Передача ребенку ответственности за некоторые «личные» статьи затрат будет связана с тем, насколько хорошо вы научили его зарабатывать деньги на свои нужды.

В результате планомерной работы с карманными деньгами вы все больше будете вместе с ребенком «дробить» текущие расходы для того, чтобы их можно было анализировать, и искать оптимальный вариант для выбора, и научите отличать необходимые расходы от удовольствий. Это именно то, чего так не хватает сегодня даже взрослым людям, испытывающим финансовые проблемы.

Цель родителя-воспитателя – научить ребенка планировать свои расходы, и четко понимать, каким образом можно обеспечивать тот стиль жизни, который он для себя выбрал. Что и к выбору будущей профессии, при помощи которой ребенок будет зарабатывать себе на жизнь, позволит отнестись со всей серьезностью, так как именно правильный выбор сферы деятельности даст ребенку ту финансовую основу, на которую он может опереться.

Loading...Loading...