Булгаков зойкина квартира читать краткое содержание

Пьеса «Зойкина квартира» Булгакова была написана в 1926 году. События в пьесе разворачиваются в 20-е годы ХХ столетия в Москве, и в полной мере отражают характерные черты своего времени.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Зойкина квартира» по главам. Проверить свои знания можно при помощи специального теста на нашем сайте.

Главные герои

Зоя Денисовна Пельц – расчетливая, деловитая вдова 35 лет.

Павел Федорович Обольянинов – любовник Зои, морфинист.

Александр Тарасович Аметистов – кузен Зои, шулер, проходимец.

Алла Вадимовна – красивая молодая женщина, мечтает уехать в Париж.

Борис Семенович Гусь-Ремонтный – коммерческий директор треста тугоплавких металлов, влюблен в Аллу.

Другие персонажи

Манюшка – горничная Зои, молодая необразованная девушка.

Анисим Зотикович Аллилуйя – председатель домкома, взяточник и лицемер.

Газолин – китаец, владелец прачечной, подпольный торговец опиумом.

Херувим – молодой красивый китаец, влюблен в Манюшку.

Лизанька, Мымра, мадам Иванова – манекенщицы в ателье Зои, дамы легкого поведения.

Акт первый

Картина первая

Майским вечером Зоя Пельц прихорашивается перед зеркалом у себя в квартире. Услышав, что к ней ломится председатель домового комитета Аллилуйя, она просит горничную Манюшку сказать, что ее нет, а сама прячется в огромном шкафу в спальне.

Анисим Зотикович бесцеремонно заходит в спальню и, убедившись, что хозяйки нет дома, начинает приставать к Манюшке. Не выдержав, Зоя выходит из шкафа и принимается бранить председателя домкома за его бестактность. На что Аллилуйя отвечает: « Я человек простой, в университете не был ». После небольшой перепалки он сообщает, что пришел « насчет кубатуры » – у Зои Денисовны целых шесть комнат, и ей предстоит уплотнение.

Пельц начинает шантажировать Анисима Зотиковича тем, что знает о его взятках. Председатель становится более сговорчивым. Зоя соглашается выделить одну комнату для уплотнения, а на остальные пять она предъявляет Аллилуйе официальный документ, согласно которому ей разрешается « открыть показательную пошивочную мастерскую и школу ». Анисим Зотикович восхищается ее ловкостью в решении щекотливых вопросов. В завершении разговора женщина дает ему взятку.

Спустя время у Зои появляется ее любовник Павел Федорович Обольянинов, страдающий от ломки. Он посылает Манюшку за морфием к китайцу Газолину.

Картина вторая

Манюшка приходит в прачечную Газолина, и просит прийти его к Обольянинову и сделать укол – тот хочет, чтобы раствор смешивали только на его глазах. Газолин поручает это сделать своему помощнику – молодому Херувиму.

Картина третья

Зоя « делает укол в руку Обольянинову », и тот оживает на глазах. Он расположен к Херувиму, и просит ежедневно навещать его. Зоя, узнав, что смазливый китаец имеет опыт работы в прачечной, нанимает его гладильщиком в свою будущую мастерскую.

Зоя посвящает любовника в свои планы – под видом мастерской открыть дом свиданий, заработать много денег и навсегда уехать в Париж. Все технические вопросы она планирует решить при помощи Бориса Семеновича Гусь-Ремонтного.

Тем временем в квартире Зои появляется ее кузен, Аметистов – опытный карточный шулер и аферист. Случайно подслушав разговор Зои и Обольянинова, он шантажирует кузину. Та соглашается оставить за ним должность администратора в притоне, а также прописать в квартире. Аметистов быстро находит общий язык с Обольяниновым.

Акт второй

Картина первая

« Гостиная в квартире Зои превращена в мастерскую », в которой кипит работа: трудится швея и закройщица, клиентки заняты примерками. После напряженного трудового дня, закрыв ателье, Аметистов убеждает Зою взять на работу манекенщицей красавицу Аллу Вадимовну – одну « из очень немногих женщин в Москве с огромным вкусом ». Девушка задолжала Зое пятьсот рублей, и та не преминула этим воспользоваться.

Алла признается, что дела ее очень плохи – после смерти мужа она продала все свои бриллианты, и теперь ей просто не на что жить. Кроме того, ей нужны деньги, чтобы уехать заграницу. Зоя ловко манипулирует Аллой, предлагая ей аннуляцию долга, внушительную зарплату, помощь в оформлении визы и полную конфиденциальность. Девушка соглашается – всего несколько месяцев работы, и она будет в Париже!

Картина вторая

К приезду Гуся квартира « волшебно преображается »: на месте портрета Карла Маркса вешают « картину обнаженной женщины », Херувим приносит кокаин, появляются манекенщицы – Мымра, Лизанька, мадам Иванова. Приезжает Гусь – покровитель Зои, спонсор ее затеи с мастерской. Зоя и Аметистов принимаются всячески его ублажать. Обольянинов садится за рояль, и в комнату одна за другой выходят манекенщицы в парижских нарядах. Гусь очень доволен происходящим.

Акт третий

Картина первая

Аллилуйя появляется у Зои с жалобой на « фокстроты по ночам ». Получив очередную взятку, он безропотно исчезает. Аметистов договаривается с Гусем на сегодняшний вечер, интригуя его тем, что « сюрприз есть ».

Херувим предлагает Манюшке выйти за него замуж, уехать в Шанхай и родить много ребятишек. В его присутствии девушке делает предложение и Газолин. Херувим кидается с ножом на Газолина, но потасовка прекращается, когда в квартире Зои появляется « комиссия из Наркомпроса ». Несмотря на двух китайцев и подозрения в опиумном курении жильцов квартиры, комиссия находит мастерскую « в образцовом порядке ».

Картина вторая

Ночью в квартире Зои во « всех комнатах идет пир ». В самый разгар веселья появляется Алла. Гусь узнает в ней женщину, из-за которой он готов был разрушить « свою семейную жизнь с двумя малютками и уважаемой женой ». Разгорается скандал – Гусь готов простить легкомыслие Аллы, но та признается, что хочет уехать в Париж к жениху.

Увидев у Гуся крупную сумму денег, Херувим убивает его ножом в спину, забирает деньги, и вместе с Манюшкой покидает квартиру. В комнату с мертвым Гусем входит Аметистов. Моментально оценив положение, он взламывает шкатулку Зои со всеми ее сбережениями, и, не теряя ни минуты, скрывается.

Зоя в панике. В квартире появляется комиссия из Наркомпроса в компании Газолина. Всех присутствующих арестовывают. Зоя прощается со своей квартирой и мечтой о новой жизни.

Заключение

Главная драма произведения заключается искалеченных судьбах, загубленных жизнях людей, пытавшихся всеми силами приспособиться к новым реалиям.

Краткий пересказ «Зойкина квартира» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 124.


Тихий майский вечер. Тридцатипятилетняя вдова, по имени Пельц Зоя Денисовна, наряжается у себя в комнате перед зеркалом. К ней заходит по делу председатель домкома Аллилуя. Он сообщает, что принято решение Зою уплотнить, ведь у нее целых шесть комнат. В свою очередь, Зоя предъявляет Аллилуе документ, разрешающий открытие в ее квартире школы и пошивочной мастерской, а значит, она имеет право на дополнительную площадь в шестнадцать саженей. Получив от Зои взятку, Аллилуя обещает отстоять ее комнаты и уходит. Появляется любовник Зои Обольянинов Павел Федорович. У него опять плохое самочувствие, поможет только морфий, за которым и отправляют к китайцу горничную Манюшку. Китаец Газолин вместе со своим помощником Херувимом торгуют наркотиками и не в первый раз выручают Обольянинова.

Манюшка говорит китайцу, чтобы он шел вместе с ней, и в присутствии хозяйки развел морфий в нужной пропорции, а не жульничал, как обычно. Газолин отправляет с ней своего помощника - красавчика Херувима. Когда Обольянинову сделали укол, он ожил и договорился с китайцем, что тот будет приносить морфий ежедневно. Павла не смутило то, что Херувим запросил большую цену, чем Газолин, он даже добавил «честному» китайцу на чай, а Зоя наняла его в свою мастерскую гладить. Довольный Херувим уходит. Зоя посвящает Павла в свои планы, а Манюшка, которая в курсе всех дел, идет за пивом. Разговор Зои и Павла о «мастерской», в которую требуется администратор, подслушивает Аметистов, кузен Зои и известный жулик. Он сразу понимает, в чем тут дело. Увидев кузена, Зоя растерялась, ведь слышала, что его расстреляли в Баку. Она совсем не рада встрече, но Аметистов ее шантажирует услышанным разговором, и Зоя вынуждена дать ему место администратора. Она также прописывает кузена у себя в квартире, поскольку жить ему негде, и знакомит с Павлом. Павел уверен, что Аметистов с его талантами поставит дело как надо.

К осени квартира Зои уже превратилась в мастерскую, на стене висит портрет Маркса. Дамы примеряют готовую одежду, работает швея, хлопочет закройщица. Затем все расходятся, Зоя беседует с Аметистовым. Они обсуждают красотку Аллу Вадимовну, которая должна Зое денег, и Аметистов уверен, что она согласится у них работать манекенщицей, а Зоя в этом сомневается. В это время приходит сама Алла Вадимовна. Оставшись с Зоей наедине, она извиняется, что не может выплатить долг, поскольку у нее очень сложное финансовое положение. Зоя предлагает ей работу манекенщицы по вечерам за 60 червонцев в месяц. Она обещает списать ей долг и достать визу, если Алла отработает у нее четыре месяца, а также гарантирует, что про ее работу никто не узнает. Алла соглашается, ведь ей нужны деньги и виза, чтобы уехать в Париж к жениху. Они договариваются, что Алла приступит к работе через три дня, а Зоя дарит ей платье в знак дружбы. После ухода Аллы, Зоя идет переодеваться. В это время Аметистов с Манюшкой преображают ателье и готовятся к вечернему визиту Гуся, который занимает должность коммерческого директора в тресте тугоплавких металлов. Он очень богат и именно ему обязано «ателье» своим существованием. Аметистов убирает со стены портрет Маркса и вешает на его место изображение обнаженной натуры. Херувим приносит для Аметистова кокаин, появляются дамы, работающие в ночном «ателье», приходит Павел, который должен играть на рояле, хотя ему это и не нравится. Наконец, входит сам Гусь. Его встречает шикарно одетая Зоя, знакомит их с Аметистовым. Под музыку манекенщицы демонстрируют парижские модели. Гусь выбирает подарок для любимой женщины, пьет шампанское и очень доволен обстановкой.

Спустя три дня в квартиру наведывается Аллилуя, предъявляет, что в квартире по ночам играет музыка и собираются люди, но, получив очередную взятку, уходит. Аметистов с Павлом идут в пивную. Херувим, оставшись с Манюшкой наедине, делает ей предложение и зовет бежать с ним в Шанхай, обещая раздобыть много денег. Она дразнит его, хотя красавчик ей очень симпатичен, и говорит, что, возможно, выйдет замуж не за него. Китаец, чуть не зарезав ее, уходит на кухню. В это время, приходит делать Манюшке предложение сам Газолин. Китайцы начинают выяснять отношения. Газолин прячется в шкаф, от разъяренного Херувима, но тут раздается звонок в дверь. Комиссия из Наркомпроса пришла осмотреть квартиру, нашли изображение голой женщины и обнаружили китайца в шкафу. Газолин рассказывает, что в этой квартире по ночам курят опиум, и жалуется на Херувима, но комиссия уходит, сказав Манюшке, что все в порядке.

Ночь. Гости в «ателье» веселятся. Гусь тоскует в отдельной комнате. Зоя пытается его успокоить. Начинается демонстрация моделей. Увидев Аллу, Гусь узнает в ней свою любовницу, ради которой готов бросить семью. Разгорелся скандал. Зоя уводит гостей в другую комнату, чтобы оставить Аллу и Гуся вдвоем. Они выясняют отношения, Алла говорит, что не любит Гуся и собирается ехать к жениху в Париж. Он называет ее проституткой и лгуньей, она убегает. В комнату входит Херувим, делает вид, что утешает Гуся, а сам ударяет его ножом под лопатку. Труп Гуся он усаживает в кресло, забирает его деньги и, припугнув Манюшку, убегает вместе с ней. Появляется Аметистов, он сразу все понял, взломал Зоину шкатулку, взял деньги и скрылся. Входит Зоя, видит труп, хочет взять деньги и убежать с Павлом, но шкатулка пуста. На пороге квартиры появляется комиссия из Наркомпроса, а с ними Газолин. Зоя начинает оправдываться. Приходит Аллилуя и перед комиссией говорит, что давно догадывался о темных делах в этой квартире. Зоя кричит, что у него в кармане взятка, которую она сама ему дала, но ее уже не слушают. Всех забирают.

В этой пьесе обошлось без чертовщины. Достаточно того, что творят сами персонажи.

Хозяйка "нехорошей квартиры" Зоя - молодая вдова, которая старается сохранить свой уровень жизни в тяжелых послереволюционных условиях. Конечно, Зою собираются "уплотнить", то есть вселить в ее квартиру нуждающихся в жилплощади. Хозяйка заявляет, что открывает мастерскую по пошиву вещей. Впрочем, не обходится без взятки...

Кстати, квартира вовсе не сразу стала "нехорошей". Неблагонадежности ей добавил, например, родственник Зои - Аметистов, которого (она думала) расстреляли. Однако живой и бодрый он шутит, мол, разве нельзя после расстрела явиться в гости. Жить он собирается на квартире у Зои, чему та не очень рада, но он тут же берет все в свои руки, так как обладает своеобразной предпринимательской жилкой, а проще говоря, он еще тот махинатор.

Кроме того, Зои на квартире водятся наркотики, она покупает их у жулика-китайца для своего страдающего любовника. У горничной Манюшки, которая и приносит наркотики, начинается роман с помощником китайца - Херувимом.

Скоро квартира Зои становится похожа на образцовую мастерскую. Тут даже портрет Маркса на стене. Однако вкусы ее клиенток ближе к французской, а не советской моде. В тяжелых условиях женщинам нечем платить модистке. Например, Алла просит простить ей долг. (Заплатить она даже могла бы, но деньги понадобились для отъезда к жениху - в Париж.) На это ей предлагают работу манекенщицей. Вот только на вечерних показах. Клиентке приходится согласиться. Для вечерних показов комната меняется до неузнаваемости. Портрет идеолога меняют на изображение обнаженной натуры, к примеру. Домкому, конечно, донесли быстро, что в этой квартире ночами шумно (даже музыка играет) и люди приходят странные. Но опять взятка решает все!

После долгих ссор и примирений Херувим делает горничной предложение. Но нужны деньги... Тем временем Алла выходит на подиум. И ее видит собственный любовник - Гусь. Скандал, он обзывает модель, заявляет, что Зойкина квартирка - публичный дом. Алла шокирована, вот только с Гусем она и так собиралась порвать, чтобы уехать во Францию. И вот Гуся грабит и убивает Херувим. Они с шокированной Манюшкой убегает. Аметистов находит труп, ворует деньги у Зои и тоже сбегает. Зоя не успела сбежать, ее остановила подоспевшая проверочная комиссия. Зоя трогательно прощается с квартирой.

Пьеса учит не строить махинаций, слишком уж это опасно - для всех.

Картинка или рисунок Зойкина квартира

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Толстой Алексей Константинович

    Толстой Алексей Константинович – известный романист, который по красоте своих произведений ничуть не уступает своему литературному тёзке. Помимо романов, писатель создал несколько научно-фантастических рассказов, а также повестей.

  • Краткое содержание Убийство в Восточном экспрессе Агаты Кристи

    Детектив Эркюль Пуаро едет поездом в Стамбул. В вагоне присутствует полковник Арбэтнот и гувернантка из Багдада Мэри Дэбенхем, которой срочно нужно успеть на «Восточный экспресс».

Год написания:

1926

Время прочтения:

Описание произведения:

Пьесу "Зойкина квартира" писатель Михаил Булгаков написал в 1926 году, в конце этого же года прошла премьера пьесы. Местом премьеры стал театр имени Вахтангова.

В пьесе три акта, причем первый акт разделен на три картины, а второй и третий на две. Это времена НЭПа. Молодая женщина Зоя, которой тридцать пять лет, устраивает в своем доме как бы швейную мастерскую, но на самом деле ее цель открыть дом свиданий. Действие происходит в 1920-х годах, в Москве.

Читайте краткое содержание пьесы "Зойкина квартира".

Краткое содержание пьесы
Зойкина квартира

Действие происходит в 1920-е гг. в Москве.

Майский вечер. Зоя Денисовна Пельц, тридцатипятилетняя вдова, одевается перед зеркалом. К"ней по делу приходит председатель домкома Аллилуя. Он предупреждает Зою о том, что ее постановили уплотнить - у нее шесть комнат. После долгих разговоров Зоя показывает Аллилуе разрешение на открытие пошивочной мастерской и школы. Дополнительная площадь - шестнадцать саженей. Зоя дает Аллилуе взятку, и тот говорит, что, быть может, отстоит и остальные комнаты, после чего уходит. Входит Павел Федорович Обольянинов, любовник Зои. Он плохо себя чувствует, и Зоя посылает горничную Манюшку за морфием к китайцу, который часто его продает Обольянинову. Китаец Газолин и его помощник Херувим торгуют наркотиками. Манюшка велит Газолину, известному жулику, идти с ней и при Зое развести морфий в нужной пропорции - сам у себя он делает жидко. Газолин посылает с ней своего помощника, китайца-красавчика Херувима. Зоя делает Обольянинову укол, и тот оживает. Херувим объявляет цену большую, чем цена Газолина, но Павел дает ему еще и на чай и договаривается с «честным» китайцем, что он будет ежедневно приносить морфий. Зоя же, в свою очередь, нанимает его гладить в мастерской. Обрадованный Херувим уходит. Зоя рассказывает Павлу о своих планах, Манюшка, уже посвященная во все дела Зои, уходит за пивом и забывает закрыть дверь, в которую незамедлительно проникает Аметистов, кузен Зои, шулер и жулик. Он подслушивает разговор Зои и Павла о «мастерской», которой нужен администратор, и моментально догадывается, в чем дело. Прибегает Манюшка, зовет Зою. Та каменеет при виде кузена. Павел оставляет их вдвоем, и Зоя удивляется, что она сама читала, как его расстреляли в Баку, на что Аметистов уверяет ее, что это ошибка. Зоя явно не хочет его принимать у себя, но кузен, которому негде жить, шантажирует ее услышанным разговором. Зоя, решив, что это судьба, дает ему место администратора в своем деле, прописывает у себя и знакомит с Павлом. Тот сразу понимает, какой перед ним выдающийся человек и как он поставит дело.

Осень. Квартира Зои превращена в мастерскую, портрет Маркса на стене. Швея шьет на машинке, три дамы примеряют сшитую одежду, хлопочет закройщица. Когда все расходятся, остаются лишь Аметистов и Зоя. Они говорят о некоей красотке Алле Вадимовне, которая нужна для ночного предприятия. Алла должна Зое около 500 рублей, ей нужны деньги, и Аметистов убежден, что она согласится.

Зоя сомневается. Аметистов настаивает, но тут входит Манюшка и сообщает о приходе Аллы. Аметистов исчезает после нескольких сделанных Алле комплиментов. Алла, оставшись наедине с Зоей, говорит, что ей очень стыдно за неуплату долга и что у нее очень плохо с деньгами. Зоя сочувствует ей и предлагает работу. Зоя обещает платить Алле 60 червонцев в месяц, аннулировать долг и достать визу, если Алла всего четыре месяца будет по вечерам работать у Зои манекенщицей, причем Зоя гарантирует, что об этом никому не будет известно. Алла соглашается начать работать через три дня, так как ей нужны деньги для отъезда в Париж - там у нее жених. В знак дружбы Зоя дарит ей парижское платье, после чего Алла уходит. Зоя уходит переодеваться, а Аметистов с Манюшкой готовятся к приходу Гуся, богатого коммерческого директора треста тугоплавких металлов, которому «ателье» обязано своим существованием. Аметистов убирает портрет Маркса и вешает картину с изображением обнаженной натуры. Под руками Манюшки и Аметистова комната преображается. Приходит Павел, который играет по вечерам на рояле (и тяготится этим), и проходит в комнату к Зое. Затем - Херувим, принесший кокаин для Аметистова, и, пока тот нюхает, переодевается в китайский наряд. По очереди появляются дамы ночного «ателье». Наконец появляется Гусь, которого встречает роскошно одетая Зоя. Гусь просит Зою показать ему парижские модели, так как ему нужен подарок для любимой женщины. Зоя знакомит его с Аметистовым, который после приветствий зовет Херувима и заказывает шампанское. Под музыку демонстрируют модели. Гусь восхищен тем, как поставлено дело.

Через три дня приходит Аллилуя, говорит о том, что по ночам в их квартиру ходит народ и играет музыка, но Аметистов дает ему взятку, и тот уходит. После звонка Гуся, который извещает о своем скором приходе, довольный Аметистов зовет Павла в пивную. После их ухода Херувим с Манюшкой остаются одни. Херувим предлагает Манюшке уехать в Шанхай, обещая достать много денег, та отказывается, дразнит его (ей нравится Херувим) и говорит, что, может, выйдет замуж за другого; китаец пытается ее зарезать, а потом, отпустив, объявляет, что сделал предложение. Он убегает на кухню, и тут приходит Газолин - делать предложение Манюшке, С кухни прибегает Херувим, китайцы ссорятся. Спасаясь, Газолин кидается в шкаф. Звонят в дверь. Херувим убегает. Это пришла комиссия из Наркомпроса. Они все осматривают, находят картину голой женщины и Газолина в шкафу, который рассказывает, что в этой квартире по ночам курят опиум и танцуют, и жалуется, что его убивает Херувимка. Комиссия выпускает Газолина и уходит, заверив Манюшку, что все в порядке.

Ночь. Все гости бурно веселятся, а в соседней комнате в одиночестве тоскует и говорит сам с собой Гусь. Появляется Зоя. Гусь рассказывает ей, что понимает, какая дрянь его любовница. Зоя успокаивает его. Гусь же находит утешение в том, что всех сзывает и раздает деньги. Начинается показ моделей. Выходит Алла. Гусь в ужасе, увидев… свою любовницу! Начинается скандал. Гусь объявляет всем, что его невеста, с которой он живет, ради которой он оставляет семью, работает в публичном доме. Зоя увлекает всех гостей в зал, оставляя их одних. Алла объясняет Гусю, что не любит его и хочет за границу. Гусь обзывает ее лгуньей и проституткой. Алла убегает. Гусь в отчаянии - он любит Аллу. Появляется Херувим, который успокаивает Гуся и вдруг ударяет его под лопатку ножом. Гусь умирает. Китаец усаживает Гуся в кресло, дает трубку, зовет Манюшку и забирает деньги. Манюшка в ужасе, но Херувим грозит ей, и они вместе убегают. Аметистов приходит, обнаруживает труп, все понимает и скрывается, взломав Зоину шкатулку с деньгами. Входит Зоя, видит труп, зовет Павла и идет за деньгами, чтобы скорее убежать, но шкатулка взломана. Она хватает за руку Павла и бежит к двери, но им преграждают путь комиссия из Наркомпроса и Газолин. Зоя объясняет, что Гуся убили китаец с Аметистовым. Пьяные гости вываливаются из зала. Входит Аллилуя; увидев комиссию, в ужасе говорит, что давно знал все об этой темной квартире, а Зоя кричит, что у него в кармане десятка, которую она дала ему взяткой, она знает номер. Всех забирают. Зоя грустно говорит: «Прощай, прощай, моя квартира!»

Вы прочитали краткое содержание пьесы "Зойкина квартира". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Михаил Афанасьевич Булгаков - человек навсегда "отравленный" театром. Сам писатель прекрасно осознавал этот неоспоримый факт. Яркий и точный образ возник в «Театральном романе»: главный герой Максудов, написавший свою первую пьесу для театра, привязан к нему до конца своих дней "как жук к пробке". И неприятно, и несвободно, а улететь невозможно. Судьба Максудова сильно напоминает судьбу самого Булгакова. Его «Театральный роман» явился документом минувшей театральной эпохи. Все персонажи романа имели реальные прототипы в театральной Москве. Зло, едко Михаил Афанасьевич высмеял мир Мельпомены. Со всей его фальшью, злоязычием, интригами. Дав достойный талантливого писателя ответ театру, Булгаков занял своё собственное место в русской драматургии.

Д раматурги бывают двух видов. Первые чувствуют, ощущают театр как материю. Понимают, что делать с этой материей. Их драма - для сцены. Законы сцены и зрительского восприятия открыты для таких драматургов. Вторая категория занимается так называемой "литературной драмой". У этих больше времени на литературу и меньше шансов получить невроз. Ведь они не присутствуют ни на читках, ни на репетициях, не ругаются с диктатором-режиссёром - словом, не имеют к театру никакого отношения, кроме своего имени на титульном листе пьесы. Булгаков относится к первым. Его пьесы - мастерски выполненные произведения по всем законам драмы. Кажется, что все необходимые категории математически выверены автором. Но страсть Булгакова к мистификациям, фокусам, превращениям приводит драматурга к созданию очень театральных, эффектных, "фокуснических" пьес. Непременный атрибут его драматургии - призрачное, фантасмагорическое пространство. Пространство, которое может в любую минуту трансформироваться. Образ свечи как символа тайны жизни, судьбы, человеческой души преследует Булгакова постоянно. Время действия в пьесах - часто ночью. Именно ночью совершаются чудеса и происходят ужасные преступления. Ещё один почти постоянно "кочующий" из пьесы в пьесу образ - вьюга, метель. Символ смятения в умах, в душах. Смятенное время, смятенная эпоха. И наконец - часы. Они то бьют, то останавливаются, но всё время присутствуют в поле нашего зрения. Знак истории, мгновенности человеческой жизни.

Не очень жизнерадостный драматург нарисовался, если разобраться в символике его пьес. Ночь, часы, метель… Как будто и не было блистательного фельетониста и острослова Булгакова. Действительно, булгаковская драма подчас мрачна и безысходна.

Пьеса «Зойкина квартира» самая фееричная, смешная и язвительная одновременно. Булгаков здесь выступает в качестве журналиста-публициста, который остро чувствует все знаки и приметы своего времени и эпохи. Кроме того, «Зойкина квартира» - самая московская пьеса. В ней - булгаковская Москва, которую автор ненавидел и обожал до одурения. Москва, которой он упивался и воздух, атмосферу которой он так лирично и пронзительно передал в «Мастере и Маргарите».

Атмосфера

В первой же ремарке - лихорадочный, напряжённый ритм московской жизни. "За окнами двор огромного дома играет как страшная музыкальная табакерка.

Шаляпин поёт в граммофоне - «На земле весь род людской».

«Вечерняя Москва - газета».

Трамваи гудят, гудки. Оркестр играет весёлую польку".

Москва - разноголосая, пёстрая, вульгарная. Всё несётся с бешеной скоростью - не прекращается круговерть судеб, событий, лиц. В этом городе всё может приключиться: именно здесь и должно появиться Воланду, а огромному чёрному коту догонять трамвай. Атмосфера «Зойкиной квартиры» - атмосфера столицы в период НЭПа. Читатели попадают на "пир во время чумы". Люди того времени, взвинченного, истеричного, осознавали, что лихорадочное веселье - не на века. Их лозунг: "Лови мгновение". Каждый рвал с корнем цветы удовольствий. В «Зойкиной квартире» перед нами Москва, раскрашенная в фантастические цвета (вспоминается оранжевая блуза Маяковского), слышатся звуки, ощущаются запахи. В этой пьесе - сам воздух 20-х годов.

Пространство

И для прозаика, и для драматурга Булгакова пространство имеет особое значение. Он любит играть с ним, творить из него чудеса. Призрачное, готовое к перевоплощению пространство характерно для его драматургии в принципе. Два акта из трёх разворачиваются в квартире Зои Пельц. Второй акт - в "мерзкой комнате" - магазине китайца Газолина. Там торгуют опиумом. Однако квартира Зои - не замкнутый и обособленный мир. Она напоминает стеклянный аквариум. В ней как будто не существует никаких стен. Город врывается в квартиру и на протяжении всей пьесы даёт о себе знать. То музыкой из соседних окон. То гудками автомобилей. То замысловатым калейдоскопом посетителей этих апартаментов. Зойкина квартира и есть сама Москва. Такая же скандальная, шумная, разъярённая. Получается, что внесценическое пространство Москвы становится как бы сценическим. Материальные знаки внешнего мира - звуки, голоса наполняют квартиру Зои, становясь её частью. Пространство квартиры так же иллюзорно и лживо, как и всё в этом бесноватом городе и мире. Перед нами обманка, фантасмагория, мираж. Здесь и происходят разного рода "волшебные" превращения. Квартира богатой барыни становится швейной мастерской. (Ремарка: "Гостиная в квартире Зои превращена в мастерскую. На стене портрет Карла Маркса. Манекены, похожие на дам, дамы, похожие на манекенов. Швея трещит на машинке. Волны материи".)

Конечно, мастерская - всего лишь искусная декорация. Ведь ничего истинного в призрачном мире быть не может. Просто Зоя решила заработать денег, устроив из своей квартиры бордель. Прикрытием "весёлого дома" и должна стать мастерская. Вечером же, легко и непринуждённо, по велению волшебной палочки, мастерская превращается в публичный дом. Аметистову достаточно влезть на лестницу и снять портрет Карла Маркса: "Слезайте, старичок, нечего вам больше смотреть". Вот она, волшебная палочка: портрет Карла Маркса на стене заменяет картина обнажённой женщины. Херувим зажигает китайский фонарь и дымит курением. В этом тумане разыгрываются небольшие сценки: "Обольянинов у рояля. Играет печальное. Открывается освещённая эстрада и на ней появляется Лизонька в зелёном туалете. Изображает замерзающую девушку. Херувим сыплет на неё снег". Тут-то и начинается настоящий праздник, бесовской, сумасшедший. Не напоминает ли это сцену бала у сатаны из романа «Мастер и Маргарита»? Ведь и в романе, подобно жилплощади Зои Пельц, нехорошая квартира № 50 становится местом торжеств бесчисленных слуг сатаны. Вечер в квартире Зои - время новых (советских) хозяев жизни. Они теперь заказывают музыку. Первые красотки на подиуме - к их услугам. Хозяева могут купить всё.

В театрализованном пространстве квартиры Зои Денисовны существует ещё одно, особое пространство. Это шкаф. Шкаф в квартире Пельц - нечто вроде ящика фокусника. В злосчастном шкафу действительно пропадают и появляются люди. Для Аллилуи появление Зои из шкафа: "Аллилуя, вы свинья", - неожиданный сюрприз. Для Зои и Газолина шкаф - пространство зазеркалья, где можно исчезнуть, спастись, раствориться. Херувимчик ужасно удивится, когда обнаружит, что Газолин, запертый им, таинственным образом исчезает из шкафа. Там хранится "ослепительная гамма туалетов" для "моделей". Эти великолепные платья так напоминают о далёкой и красивой парижской жизни, что когда Зоя распахивает двери шкафа, её посетительница ахает от восхищения и желания унестись из этого постылого города в Париж.

"Зоя: Весной вы увидите Большие бульвары. На небе над Парижем весною сиреневый отсвет, точь-в-точь такой. (Выбрасывает из шкафа сиреневую материю)". Бездонный шкаф - это и Париж, и Ницца, счастье и смех.

Ремарка

Авторские ремарки в «Зойкиной квартире» - короткие исчерпывающие реплики. Каждое слово попадает в цель. Ничего лишнего. Ремаркой автор задаёт и звуковую партитуру пьесы. А пьеса получается очень музыкальная. Постоянно играют на рояле, доносятся полька, фокстрот. Слышатся звуки романсов. Тревожный гул становится фоном пьесы. "Трамвай гудит. Гудки". Этой разорванной фразой в начале пьесы автор задаёт бешеный темп целой драме. Герои «Зойкиной квартиры» не просто выходят на сцену. Они либо "появляются", либо "стремительно исчезают", либо "упархивают". А во втором акте несколько раз упоминается о том, что Аметистов "пролетает" по сцене. Булгаковские ремарки настолько хлёстки, что их можно сравнить с яркими, точными ударами кисти экспрессиониста, который одним мазком способен передать нужную эмоцию, нерв, воздух.

Театр в театре

Излюбленным приёмом Булгакова-драматурга был "театр в театре". На этом приёме построена пьеса «Кабала святош». А что как не представление разыгрывают пред нами Зойка и Аметистов? Блестящее, искусное. С переодеваниями и эффектами. Они - режиссёры-профессионалы. Им послушно повинуются актеры, они творят свой собственный мир и действительность. Творят такими, какие нужны им в данный момент. А сама пьеса оказывается спектаклем, срежиссированным драматургом. Каждый акт погружается во тьму. Каждый акт - это отрезок времени, избранный Булгаковым и выхваченный им ярким лучом прожектора. Хоть и задано в начале пьесы реальное, историческое время, тем не менее время в пьесе существует по театральным законам.

Герои

Булгаков вообще насквозь театрализовал своё произведение: персонажи «Зойкиной квартиры» напоминают маски. Автору не нужна психология и он не исследует душевные движения своих героев. Булгаков в этой пьесе - шаржист. Каждый персонаж - публицистический набросок. Такими шаржами являются китайцы Газолин и Херувимчик. Фактически в ожившие комиксы превращены клиентки мастерской Зои. Так и видишь их толстые зады, колготки со стрелками, кокетливые шляпки и непременные папироски в зубах. А Зоин сообщник Аметистов? Он появляется чёрт знает откуда, выныривает из небытия. Рассказывает о Киеве, о Петлюре, ещё о чём-то... Аметистов, как и сама квартира Зои, постоянно меняет очертания: то он старый разухабистый друг Зойки, то приказчик в мастерской, то соблазнительный сутенёр. У этого персонажа множество масок, истинного лица его мы так и не увидим. Занесла его нелёгкая в Москву - так почему бы не поживиться в этом городе! В финале наш герой сумеет просочиться сквозь пальцы и растворится в воздухе, как памятный нам по другому булгаковскому произведению клетчатый человечек на Патриарших прудах. Ушёл туда, откуда появился, - чёрт знает куда!

Жанр

Доведены до гротеска характеры "героев нашего времени". Их маскарадность, возможно, объясняется тем, что все они - люди без прошлого, появившиеся неизвестно откуда. Без корней, без собственной истории - ловцы фортуны здесь и сейчас. И знать об их прошлом не нужно: перед нами готовые характеры. Но Булгаков высмеял не только сегодняшних хозяев жизни. Обольянинов - любовник Зои - потомок старинного дворянского рода. Он и по-французски говорит, и запахи изысканные ценит. Однако жалки и смешны его терзания о потерянной России, демонстрация тонкой душевной организации, желание забыться с опиумом и хорошим коньяком. Перо Булгакова будто срисовывает острую карикатуру из «Известий» или с красочного плаката с лозунгом Маяковского. Обольянинов - карикатура на бездельника интеллигента. А вместе с тем образ Обольянинова - карикатура на культуру декаданса вообще, на её изломанность, болезненность. В этом герое - разоблачение декаданса. Сатирик Булгаков тоже уверен, что "ноги у декадантов не бледные, а как у всех - волосатые".

«З ойкина квартира» - сатирическая комедия-фарс. Фарс в двадцатом веке часто оборачивается трагифарсом. Фарс - это смех с болью, веселье гибнущего. Вроде бы всё кровавое и ужасное случается в пьесе понарошку. В «Зойкиной квартире» не настоящая кровь течёт, а клюквенный сок. Но у Булгакова в фарсе слышна драма, пронзительная, страшная. Недаром квартира Зои временами напоминает жутковатый балаган.

Ремарка: "Херувимчик показывает свои татуировки. Становится странен и страшен". Так и нам становится странен и страшен весь этот мир. А ещё совершенно ясно, что мир этот мгновенен, и скоро он исчезнет так же внезапно, как и появился. Финал пьесы - крах, исчезновение той жизни и того мира. Прощается Булгаков с иронической усмешкой ремаркой: "Мёртвое тело валится к пианино, и играет бравурный фокстрот".

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Аква-Сто», признанного технологического лидера в области инновационного аква-производства. Компания осуществляет изготовление аквариумов , как пресных так и морских, с учетом интерьера вашего помещения, квалифицированное обслуживание аквариумов, консультирование по всем вопросам, связанным с изготовлением на заказ, содержанием аквариума и его экосистемы. Кроме того, компания проектирует и изготавливает другие декоративные водные объекты, а так же предоставляет услуги по изготовлению промысловых аквариумов.

Loading...Loading...