Бухучет инфо. Бухучет инфо Может ли налогоплательщик после отказа от освобождения от уплаты НДС принять к вычету суммы налога, уплаченные по основным средствам, приобретенным в период применения льготы, но использованным в операциях, облагаемых НДС

Налогоплательщик может освободиться от уплаты налога на добавленную стоимость в двух случаях: на основании ст.145 НК РФ и на основании ст.149 НК РФ.

Сто сорок пятая статья позволяет экономическому субъекту не платить по всей своей деятельности (за исключением импортных операций). Сто сорок девятая статья освобождает от уплаты НДС по конкретным видам деятельности, которые входят в список, указанный в этой статье.

Освобождение по 149 статье

Указанная статья включает в себя достаточно широкий перечень видов деятельности, при осуществлении которых юридическое лицо или ИП могут не начислять НДС к уплате. Список является закрытым и не подлежит изменению налогоплательщиком.

Если фирма, проанализировав данный список, находит в нем свои виды деятельности, то начислять НДС не нужно по операциям этого вида деятельности. Уведомлять налоговую о своем праве не нужно.

Освобождение по 145 статье

Если компания попадает под условия рассматриваемой статьи, то прекращается по всей деятельности на один год. Особенностью является то, что нужно о своем праве сообщить налоговой, подав необходимый пакет документов. Список требуемой документации приведен в сто сорок пятой статье.

Условия для освобождения от НДС:

  1. Выручка (по всем операциям, кроме необлагаемых налогом, произведенным вне РФ, также не учитываются авансы) – меньше или равна 2млн.руб., берется за 3 подряд идущих месяца;
  2. Ценности, попадающие под уплату акциза, не реализуются.

Если эти 2 условия выполняются, то налогоплательщик может либо воспользоваться правом на освобождение от НДС, либо не использовать это право, продолжив начислять налог по стандартной схеме. То есть положения указанной статьи не являются обязательными, ими можно воспользоваться при желании.

Нужно ли это налогоплательщику, решается исключительно им самим.

Плюсы и минусы

Ситуация, в которой компания решает освободиться от уплаты НДС, имеет свои достоинства и недостатки. Принимать решение об использовании права по статье 145 нужно только после оценки возможных последствий для самой компании, выбирается более выгодный и менее затратный вариант для налогоплательщика.

Достоинств и недостатки освобождения от НДС:

Достоинства Недостатки
Платить НДС с продаж не нужно Необходимо восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по ТМЦ, работам, услугам, еще не реализованным и не востребованным
Заполнять декларацию по НДС не нужно Необходимо восстанавливать НДС по объектам основных фондов, ранее приобретенных для участия в налогооблагаемых операциях, и еще не самортизированных
Вести книгу покупок не нужно Теряется право на возмещение входного добавленного налога, его нужно будет включать в стоимость ТМЦ, услуг, работ
Применять освобождение от НДС придется в течение года, отказаться нельзя
Остается обязанность составлять счета-фактуры клиентам (в 7 и 8 полях ставится «без НДС») —
Остается обязанность регистрировать выставленные счета-фактуры в книге продаж

Имеются свои плюсы и минусы у права на освобождения от добавленного налога, насколько это выгодно компании, нужно тщательно проанализировать. Следует обратить внимание на то, кто является поставщиками компании, работают ли поставщики с НДС. Если они являются плательщиками налога, то будут выставлять счета-фактуры и выделенный в них добавленный налог придется учитывать в расходах или включать в стоимость ТМЦ.

Еще одна сложность может возникнуть с , принятого к вычету ранее. Прежде всего, нужно будет выявлять те операции, по которым налог нужно восстанавливать, а по каким нет. Далее нужно восстановить НДС и уплатить его.

Еще сложнее с объектами основных средств и нематериальных активов. Если срок полезного использования таких объектов на момент освобождения от НДС еще не закончился, то есть амортизация продолжает начисляться, то НДС, принятый к вычету при оприходовании таких объектов нужно восстанавливать и уплачивать в бюджет. Это может быть очень неудобно и затратно в том случае, если остаточная стоимость еще велика. В данном случае имеются в виду те ОС, которые использовались в операциях, облагаемых НДС.

Пример восстановления НДС при освобождении:

Фирма подходит под условия ст. 145 и направляет в налоговую документы для освобождения от НДС в июне 2016 года. В мае куплены товарные ценности на сумму 354 000 руб. с НДС, в июне они полностью хранятся еще на складе, не реализованы. Как восстановить НДС по этим товарам?

Документы в налоговую подаются в третьем месяца второго квартала, а, значит, восстановление НДС по ценностям, купленным в мае, нужно проводить во втором квартале и включать в декларацию по НДС за второй квартал.

Проводки по восстановлению НДС (выполняются в июне):

  • Дебет19 Кредит68 – отражено восстановление налога для уплаты в бюджет;
  • Дебет91.2 Кредит19 – включение восстановленного налога в прочие расходы.

Документы для уведомления налоговой

Если фирма решает все-таки воспользоваться правом на освобождение от НДС, то нужно подготовить пакет документов и направить их в налоговый орган в том месяце, с которого начинается освобождение, одним из двух указанных ниже способов:

  1. Лично передать;
  2. Отправить почтовым письмом, вложив в него опись.

Срок подачи документов – до 20 числа включительно. При отправке письма за дату предоставления документов принимается 6 день с момента отправки.

Документы для освобождения от НДС:

  • Типовая форма уведомления (приказ Минфина РФ №58-ФЗ от 29 июня 2004 года);
  • Для организаций – выписка из бухбаланса с указанием выручки;
  • Для ИП – выписки из заполняемой книги учета доходов и расходов с указанием выручки;
  • Для любого лица – выписки из книги продаж.

После того, как перечисленные документы переданы в налоговую, компания может не считать НДС с продаж и не возмещать НДС с покупок в течение двенадцати месяцев. Отказаться нельзя, пока не закончится этот срок.

Когда заканчивается освобождение от НДС?

Компания теряет право на освобождение в двух случаях:

  1. Нарушены условия статьи 145;
  2. Закончился срок в двенадцать месяцев.

В первом случае нужно опять начать начислять и выделять НДС по всем операциям, во втором случае можно либо продлить право на освобождение, либо отказаться.

Решение о продлении или об отказе должны быть передано в налоговую в документальном виде. При продлении срока освобождения от НДС передается пакет документов, перечисленный выше. При отказе – составляется письменный отказ в произвольной форме.

Подать документы нужно не позднее 20 числа того месяца, которые идет за годом освобождения.

Если условия нарушены (выручка стала большой или проданы подакцизные товары), то восстановить это право можно только после того, как закончится отведенный год для освобождения при условии, что опять будут соблюдены условия из статьи 145 на протяжении трех месяцев, идущих последовательно друг за другом.

Важно не просмотреть тот момент, когда нарушены условия, иначе придется не только восстанавливать и начислять НДС по всем операциям, начиная с того месяца, когда нарушены условия, но и переделывать все счета-фактуры, а также уплатить штраф.

Статья 145 Налогового кодекса РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС России в решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.

Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в пункте 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Согласно этому пункту организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2 000 000 руб. Эта сумма берется без учета НДС.

Однако выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в статье 162 Налогового кодекса РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров. И наконец, при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не учитываются операции:

  • по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
  • по передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;
  • по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  • не признаваемые реализацией в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Налогового кодекса РФ;
  • по передаче на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального на значения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов - специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
  • по передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • по выполнению работ (оказанию услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
  • по передаче на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • по реализации земельных участков (долей в них);
  • по передаче имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
  • осуществляемые налоговыми агентами.

Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей получения освобождения является продажная стоимость ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ освобождением не вправе пользоваться налогоплательщики, реализующие подакцизные товары. Однако здесь следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О. Судьи заявили, что норма пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

В свою очередь согласно пункту 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров. Следовательно, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.

В соответствии с пунктом 6 статьи 145 Налогового кодекса РФ организация или предприниматель, претендующие на освобождение, должны представить в налоговые органы по месту своего учета следующие документы:

  • соответствующее письменное уведомление;
  • выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписку из книги продаж;
  • выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Документы представляются не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик хочет воспользоваться освобождением. Форма утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342.

Пункт 7 статьи 145 Налогового кодекса РФ позволяет направить перечисленные документы в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма. При этом при проведении камеральной проверки налоговый орган в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ вправе истребовать другие необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) НДС, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.

Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговую инспекцию об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС или не представил подтверждающие документы, то, по мнению налоговиков, данная организация или предприниматель не имеют оснований для использования права на освобождение.

Освобождением от обязанностей плательщика НДС организация или предприниматель должны пользоваться в течение 12 календарных месяцев. По истечении этого срока налогоплательщик может вновь представить в налоговый орган уведомление и перечисленные выше документы, чтобы продлить освобождение еще на 12 месяцев.

Если в течение периода, в котором налогоплательщик пользовался освобождением, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 000 000 руб., то, начиная с 1 числа месяца, в котором имело место такое превышение, организация (предприниматель) утрачивают право на освобождение. Также право на освобождение утрачивается при реализации подакцизных товаров.

Обратите внимание, что при проверке соответствия суммы выручки установленному лимиту налоговые органы могут взять в расчет любые трехмесячные промежутки. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 августа 2003 г. N 2500/03.

Сумма НДС за месяц, в котором были нарушены условия освобождения, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также, если налогоплательщик не представил необходимые документы либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

В соответствии с пунктом 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ организация, получившая освобождение от обязанностей плательщика НДС, обязана восстановить налог по имуществу, которое не было использовано до освобождения. НДС необходимо восстанавливать в конце месяца, предшествующего освобождению. Налог восстанавливается путем уменьшения налоговых вычетов.

Ст. 145 НК РФ с комментариями 2018 года отвечает за возможность получить освобождение от уплаты НДС.

Это относится к юридическим лицам, которых слишком мал и составляет менее 2 миллионов за квартал.

Освобождение от НДС

НДС – налог на добавленную стоимость.

Практически для всех товаров и услуг он составляет 18%.

Стоит отметить: процент может быть снижен до 10% на некоторые виды продовольствия, лекарственные и детские товары или отсутствовать вовсе.

Но в некоторых ситуациях возможно на время «избавиться» от НДС полностью – речь идет об освобождении от обязанностей налогоплательщика.

Главным преимуществом этой ситуации, разумеется, является получение дополнительной прибыли: сумма налога изначально закладывается в итоговую, и плательщик дополнительно получает почти 1/5 дохода.

Однако освобождение от НДС может вызвать недовольство второй стороны, а также некоторые проблемы с перерасчетом. Например, при оформлении продажных книг и счетов потребуется постоянно указывать, что НДС не был учтен.

Ст. 145 НК РФ с комментариями

В ней подробно рассматриваются ситуация освобождения от исполнения обязанностей по выплатам НДС:

  1. Юридические лица могут написать отказ от выплаты НДС, если за 3 прошедших месяца их доход составил менее 2 миллионов рублей.
  2. Это право не относится к фирмам, занимающиеся продажей подакцизных или отмеченных в статье 145.1 НК товаров. Также оно не возникает, если налогообложение связано со статьей 146 НК РФ (подпункт 4 пункта 1).
  3. До 20 числа месяца, с которого фирма не платит налог, она обязана предоставить в налоговую письменное заявление и документы-доказательства.
  4. Срок освобождения составляет год, в течение этого времени отказаться от него нельзя.
  5. После окончания срока плательщик должен представить документы, которые подтверждают, что сумма выручки за каждый квартал составляла менее 2 миллионов рублей. Вместе с ними организация либо продляет освобождение еще на год, либо отказывается от него.
  6. Если в течение «освобожденного» срока сумма выручки за квартал превысила лимит или фирма реализовывала подакцизный товар, право на льготу утрачивается, начиная с месяца, когда произошло нарушение, и до окончания срока. Все налоги должны быть выплачены.
  7. Если плательщик нарушил условия или представил неверные сведения, он обязан будет полностью заплатить все налоги, а также пени и санкции.
  8. Для подтверждения права на освобождение можно использовать выписки из книги продаж, книги учета или бухгалтерский баланс.
  9. Передать заявление и документы можно при помощи заказного письма. Шестой день с момента отправки считается днем принятия бумаг налоговой.

Кто освобождается от уплаты НДС

Получить освобождение может любая организация или ИП.

Для этого достаточно двух условий:

  1. Выручка за 3 предыдущих месяца должна составлять менее 2 миллионов рублей до вычета налогов.
  2. Примите во внимание: речь идет об идущих подряд месяцах, а не выбранных произвольно.

  3. Плательщик не должен торговать подакцизными товарами: алкоголем, табачной продукцией, легковыми автомобилями и горюче-смазочными материалами, включая топливо. При этом продажа отдельно акцизных и неакцизных товаров запрещена Министерством финансов. Как только организация начинает продавать хоть один акцизный товар, она автоматически теряет поблажку.

Существует несколько направлений услуг, НДС на которые не начисляется вовсе.

Сюда входят:

  1. Продажа медицинских товаров и услуги из списка.
  2. Банковские сделки и услуги.
  3. Авторское право и право на изобретения и открытия.
  4. Кредитование.
  5. Реализация долей в уставном капитале и ценных бумаг.

Когда освобождение не предоставляется

Оно не предоставляется в следующих случаях:

  1. Когда доход организации больше 2 миллионов.
  2. Когда она реализует подакцизные товары.
  3. При ввозе продукции из-за рубежа.
  4. С первого дня регистрации: подать заявку можно только через 3 месяца после регистрации.

Также в некоторых ситуациях освобождение не могут получить организации-исследователи центра «Сколково». Вообще они получают право 10 лет не платить НДС, но оно утрачивается, если доход участника за год превышает 300 миллионов рублей.

Возьмите на заметку: подробнее об освобождении и утрате права сказано в статье 145.1 НК РФ.

Заявление на освобождение от НДС

Первым делом необходимо составить заявление: образец можно взять лично или найти на сайте налоговой.

В заявлении необходимо указать:

  1. Кому и от кого подается документ: полное наименование налогового органа, ФИО и адрес заявителя.
  2. С какого числа (день, месяц и год) используется право.
  3. На каком основании: необходимо указать сумму дохода на каждый месяц.
  4. Перечень прилагаемых документов.
  5. Подтверждение отсутствия торговли подакцизных товаров.
  6. В самом низу ставятся подпись и число.

Примите к сведению: заявление составляется по форме №БГ-3-03/342.

К заявлению необходимо приложить пакет документов:

  • выписку с баланса или копию Книги учета доходов и расходов для ИП;
  • выписку из книги продаж;
  • копию журнала регистрации счетов-фактур.

Платить НДС необходимо всем юридическим лицам и ИП, но статья 145 Налогового Кодекса Российской Федерации позволяет избежать этих трат. Если доходы фирмы невелики, она может воспользоваться правом освобождения от уплаты на год.

Смотрите видео, в котором специалист разъясняет, как получить освобождение от уплаты НДС:

1. Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 настоящего Кодекса.

Лица, указанные в абзаце первом пункта настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Лица, указанные в абзаце втором пункта настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта настоящей статьи, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом настоящей статьи.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение в соответствии с абзацем первым пункта настоящей статьи, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом настоящей статьи, без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами и настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами и настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами и настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган документы и (или) уведомление по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями и настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями и настоящего Кодекса.

Положения статьи 145 НК РФ используются в следующих статьях:
  • Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации
    1.1) при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области суммы исчисленного налога налогоплательщиками не уплачиваются при условии, что эти налогоплательщики на дату выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой не применяют специальные налоговые режимы, не используют право на освобождение, предусмотренное статьей 145 НК РФ, и за налоговый период, предшествующий дате выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой, не осуществляли операции по реализации товаров, не подлежащие налогообложению в соответствии со статьей 149 НК РФ, если иной порядок уплаты налога не предусмотрен абзацем третьим настоящего подпункта. Открыть статью
  • Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
    6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 НК РФ, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 НК РФ, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 НК РФ, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2014, N 1

Согласно ст. 145 НК РФ организации с небольшими оборотами по выручке (за 3 месяца не более 2 млн руб.) имеют право не исчислять НДС к уплате в бюджет. Обычно такое право используют организации, у которых основные контрагенты находятся на спецрежимах и которым "входной" НДС попросту не нужен. При этом сами организации по каким-либо причинам не желают переходить на "упрощенку".

Какие нюансы должны учитывать налогоплательщики, которые хотели бы воспользоваться подобной преференцией, вы узнаете из данной статьи.

Кто имеет право на освобождение по статье 145 НК РФ?

Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (далее - освобождение), если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

На практике спорным является вопрос, что включать в выручку для расчета двухмиллионного лимита. Дело в том, что организации могут вести несколько видов деятельности и при этом осуществлять как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции.

Минфин в своих разъяснениях указывает, что в расчет должна включаться вся выручка от реализации товаров (работ, услуг) вне зависимости от того, облагается она НДС или нет. Например , в Письмах от 15.10.2012 N 03-07-07/107, от 20.09.2012 N 03-07-07/94 говорится, что выручка от реализации земельного участка, не являющаяся согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС, подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения ст. 145 НК РФ.

В другом Письме (от 29.01.2013 N 03-07-11/1592) было отмечено, что нормами названной статьи не предусмотрено исключений в отношении выручки, полученной от реализации услуг, местом реализации которых для целей НДС территория РФ не признается в соответствии со ст. 148 НК РФ. Таким образом, данная выручка подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг), указанной в п. 1 ст. 145 НК РФ.

Однако судьи с таким подходом не соглашаются. Как отметил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 27.11.2012 N 10252/12, по смыслу нормы институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только для операций по реализации, облагаемых НДС. (Изложенный подход - применение показателя выручки только в отношении операций, облагаемых НДС, поскольку только в отношении их и испрашивается соответствующее освобождение, - корреспондирует с правовой позицией Президиума ВАС РФ, отраженной в Постановлении от 18.03.2003 N 9579/02: при расчете указанной выручки не учитываются не облагаемые НДС обороты по реализации товаров, совершенные в рамках деятельности, переведенной на систему налогообложения в виде ЕНВД).

Примечание. Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ является правом, а не обязанностью.

Отметим, что если раньше в арбитражной практике встречались примеры, когда судьи разделяли минфиновский подход - в расчет включается вся выручка, в том числе и по операциям, не облагаемым НДС (см., например, Постановление ФАС ПО от 10.11.2011 N А06-1875/2011), - то теперь суды, ссылаясь на Постановление Президиума ВАС РФ N 10252/12, приходят к выводу, что в целях применения ст. 145 НК РФ в расчет берется выручка по операциям, облагаемым НДС (см. Постановления ФАС СЗО от 17.04.2013 N А13-372/2012, ФАС ЗСО от 15.03.2013 N А70-60/2012).

Обратите внимание! При определении размера выручки для освобождения по ст. 145 НК РФ не учитываются:

  • суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), указанные в ст. 162 НК РФ;
  • суммы оплаты (частичной оплаты), полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) (Письмо УФНС России по г. Москве от 23.04.2010 N 16-15/43541).

На практике нередко налоговые органы отказывают организациям или индивидуальным предпринимателям в освобождении (продлении освобождения) по ст. 145 НК РФ в случае отсутствия у них выручки от реализации в течение 3 последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу, с начала которого применяется освобождение. По мнению Минфина России, такой отказ правомерен (Письмо от 28.03.2007 N 03-07-14/11). В то же время московские налоговики считают, что отсутствие выручки за 3 предшествующих последовательных календарных месяца не лишает организацию права на применение такого освобождения (Письмо от 04.09.2006 N 19-11/077487). Данный подход разделяют некоторые арбитры (Постановления ФАС СЗО от 08.11.2007 N А52-1084/2007, от 15.09.2006 N 56-35928/2005, ФАС УО от 02.05.2007 N Ф09-3020/07-С2).

Когда право на освобождение не может быть использовано?

Теперь перечислим ситуации, когда налогоплательщики не смогут воспользоваться правом на освобождение от НДС.

Во-первых, положения ст. 145 НК РФ не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение 3 предшествующих последовательных календарных месяцев (п. 2 ст. 145 НК РФ). Однако если налогоплательщик ведет раздельный учет реализации подакцизных и неподакцизных товаров, то в отношении последних он может воспользоваться правом на освобождение (такой вывод следует из Определения КС РФ от 10.11.2002 N 313-О).

Во-вторых, положения ст. 145 НК РФ не распространяются на организации, получившие статус участника проекта "Сколково". Такие организации могут воспользоваться правом на освобождение, но по специальным правилам, установленным ст. 145.1 НК РФ.

В-третьих, освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих обложению НДС в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ.

В-четвертых, нет права на освобождение у вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (они могут воспользоваться этим правом по истечении 3 полных месяцев с момента регистрации).

Используете право на освобождение? Соблюдайте формальности!

Для использования данного права налогоплательщику нужно соблюдать правила, предусмотренные ст. 145 НК РФ.

Правило первое - уведомить налоговую инспекцию.

В соответствии с п. 3 ст. 145 НК РФ лица, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган по месту своего учета:

  1. соответствующее письменное уведомление по форме, утвержденной Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342;
  2. документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, которые подтверждают право на такое освобождение:
  • выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписку из книги продаж;
  • выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с УСНО на ОСНО, подтверждающим документом является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО (соответственно, для ИП, перешедших на ОСНО с ЕСХН, - выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН).

Примечание. Освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ носит уведомительный характер, то есть разрешения от налогового органа налогоплательщику не требуется.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ) <1>. Например , если налогоплательщик планирует не платить НДС с 01.01.2014, то документы должны быть представлены не позднее 20.01.2014.

<1> Дополнительный материал о сроках подаче заявления читайте в статье "Применение ЕНВД признано неправомерным. Можно ли "освободиться" от НДС?" на с. 65.

На основании п. 7 ст. 145 НК РФ налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается 6-й день со дня направления заказного письма.

Правило второе - использовать освобождение непрерывно в течение 12 месяцев.

Согласно п. 4 ст. 145 НК РФ налогоплательщики не могут отказаться от освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев (за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с п. 5 данной статьи).

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы (лично или по почте):

  • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки (без учета налога) не превышала 2 млн руб. в совокупности за каждые 3 последовательных календарных месяца (например, с января по март, с февраля по апрель, с марта по май включительно и т.д.);
  • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права. Форма для этих уведомлений не утверждена. Значит, применяется произвольная форма или используется форма "первичного" уведомления.

Правило третье - восстановить "входной" НДС.

Согласно п. 8 ст. 145 НК РФ суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ до использования им права на освобождение, по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления путем уменьшения налоговых вычетов.

Напомним, что восстановление "входного" НДС, ранее принятого к вычету, по имуществу, используемому для осуществления операций лицами, освобожденными от исполнения обязанностей плательщика НДС, предусмотрено также пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ.

В соответствии с данной нормой восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении ОС и НМА - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Суммы НДС, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе ОС и НМА, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Права и обязанности налогоплательщиков на период освобождения

На основании п. 5 ст. 168 НК РФ при освобождении налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога" ("Без НДС").

Согласно п. п. 3 и 6 ст. 145 НК РФ лица, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган выписку из книги продаж, копию журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

С учетом изложенного налогоплательщики, применяющие в соответствии со ст. 145 НК РФ освобождение, выставляют счета-фактуры с надписью "Без НДС" и регистрируют их в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также в книге продаж в общеустановленном порядке. Такое мнение высказала ФНС России в Письме от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@.

По вопросу регистрации счетов-фактур в книге покупок налоговики в названном Письме обратили внимание на следующее.

На основании положений ст. ст. 170 и 171 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие освобождение, права на применение налоговых вычетов по НДС не имеют.

Согласно п. п. 1 и 2 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС <2>, книга покупок, в которой регистрируются счета-фактуры (в том числе корректировочные, исправленные), ведется в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению), покупателем.

<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

Поскольку организации и индивидуальные предприниматели, применяющие освобождение, не имеют право на вычеты сумм НДС, указанные лица вправе книгу покупок не вести.

Что касается представления деклараций по НДС, то организации и индивидуальные предприниматели, применяющие освобождение и в период данного освобождения не выставляющие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, а также не исполняющие обязанности налогового агента по данному налогу, в налоговый орган по месту своего учета декларацию по НДС не представляют.

На практике возможны ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель в период действия освобождения выставляют своим контрагентам счета-фактуры с выделенными суммами НДС. В этом случае в силу положений п. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога, указанная в счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

При этом, как разъяснил Минфин России в Письме от 31.05.2007 N 03-07-14/16, уплата в бюджет сумм НДС не будет являться основанием для утраты права на освобождение по ст. 145 НК РФ.

Обратите внимание! С 01.01.2014 лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Что делать, если право на освобождение утрачено?

Пунктом 5 ст. 145 НК РФ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели могут утратить право на освобождение, если в течение периода, в котором эти лица используют право на освобождение:

  • сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 млн руб.;
  • реализованы подакцизные товары.

Право на освобождение утрачивается налогоплательщиком начиная с 1-го числа месяца, в котором имели место данные случаи, и до окончания периода освобождения <3>.

<3> То есть вновь использовать право на освобождение можно только после окончания срока, на который было получено освобождение (при соблюдении соответствующих условий).

Сумма НДС за месяц, в котором имело место упомянутое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае если налогоплательщик не представил документы, указанные в п. 4 ст. 145 НК РФ (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган выявил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, предусмотренные п. п. 1, 4, 5 ст. 145 НК РФ, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Как отметил Минфин России в Письме от 29.05.2001 N 04-03-11/89, термин "восстановление" означает исчисление сумм НДС в соответствии со ст. 166 НК РФ за период начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место превышение.

Исходя из смысла данного Письма исчисление НДС производится по ставкам в размере 10 или 18% от стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), то есть расчетная ставка 18/118 не применяется. При этом, считают чиновники, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, не должна уменьшать сумму налога на прибыль. В связи с чем НДС уплачивается либо за счет прибыли организации, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, либо за счет средств покупателей товаров (работ, услуг) в случае произведенной ими доплаты на сумму налога.

Кроме того, налогоплательщику, утратившему право на освобождение, следует помнить, что в силу п. 8 ст. 145 НК РФ суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным до утраты права и использованным после утраты права, принимаются к вычету в порядке, установленном ст. ст. 171 и 172 НК РФ (при осуществлении операций, признаваемых объектами обложения НДС).

Обращаем ваше внимание: по мнению Минфина России, изложенному в Письме от 06.09.2011 N 03-07-11/240, норма п. 8 ст. 145 НК РФ не действует в отношении основных средств. Чиновники считают, что сумма НДС, включенная в стоимость ОС, приобретенного организацией в период применения права на освобождение и используемого после утраты права на освобождение при осуществлении операций, признаваемых объектом обложения НДС, к вычету не принимается.

Пример. Организация с 01.01.2013 воспользовалась правом на освобождение от уплаты НДС. Она отслеживала обороты за каждые 3 последовательных месяца и пришла к выводу, что в июне право на освобождение утратила.

Реализованный в июне товар приобретался с марта по май 2013 г., то есть в период, когда действовало освобождение. Стоимость товара составила 590 000 руб. (в том числе НДС 18% - 90 000 руб.).

В бухгалтерском учете организации будут отражены следующие проводки:

Сумма, руб.

Март - май 2013 г.

Приняты товары к учету

Отражен "входной" НДС

Сумма "входного" НДС отражена в стоимости товаров

Июнь 2013 г.

Отражена выручка от реализации товаров

Начислен НДС с выручки от реализации товаров

(890 000 руб. x 18%)

Отражено ПНО <*>

(160 200 руб. x 20%)

Отражена стоимость проданных товаров

Отражен "входной" НДС, учтенный в стоимости товаров

Отражена стоимость реализованных товаров

"Входной" НДС принят к вычету

<*> Если организация применяет ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н. Напомним, что согласно п. 2 ПБУ 18/02 этот документ может не применяться субъектами малого предпринимательства.

Ю.А.Белецкая

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы

бухгалтерского учета и налогообложения"

Loading...Loading...